Решение о выездной проверке. Выездная налоговая проверка Решение о проведении вынесения выездной проверки

4. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам (пункт 3 статьи 89 Налогового кодекса).

Предмет проверки указывается путем перечисления наименований конкретных налогов (сборов) либоуказанием на проведение выездной налоговой проверки «по всем налогам и сборам». Указание в качестве предмета проверки отдельных вопросов исполнения законодательства о налогах и сборах, не допускается.

При проведении проверки по федеральному налогу, предусмотренному специальным налоговым режимом (главы 26.1 – 26.4 Налогового кодекса), предмет проверки указывается: «по всем налогам и сборам, а также по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в соответствии со статьей 2 и пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Период, за который проводится проверка , должен состоять из целого числа налоговых периодов по всем налогам, сборам. При проведении проверки по нескольким или всем налогам и сборам (независимо от формулировки предмета проверки) рекомендуется устанавливать единый период, за который проводится проверка.

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период , не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (абзац второй пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса).

При указании периода проведения проверки вновь созданных организаций, налоговым органам необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 2 статьи 55 Налогового кодекса для организаций, созданных после начала календарного года, первым налоговым периодом является период времени со дня создания организации до конца данного года, а при создании организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации. В отношении тех налогов, по которым налоговый период устанавливается как календарный месяц или квартал, указание первых налоговых периодов производится в соответствии с периодами, согласованными при создании организации налоговым органом на основании пункта 4 статьи 55 Налогового кодекса.

Налоговые органы не вправе проводить:

две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период (пункт 5 статьи 89 Налогового кодекса);

в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем ФНС России о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

Для проведения более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года в отношении каждой выездной налоговой проверки сверх указанного ограничения налоговым органом в вышестоящий налоговый орган направляется мотивированный запрос о проведении выездной налоговой проверки. В случае, если таким налоговым органом является управление ФНС России по субъекту Российской Федерации, то оно направляет указанный запрос вместе со своим мотивированным заключением о целесообразности проведения выездной налоговой проверки непосредственно в ФНС России. В случае, если, по мнению Управления ФНС России по субъекту Российской Федерации, целесообразность проведения выездной налоговой проверки отсутствует, запрос не направляется. О принятом решении сообщается налоговому органу, направившему запрос.

ФНС России рассматривает запрос и сообщает о своем решении. В случае положительного решения назначение выездной налоговой проверки осуществляется соответствующим налоговым органом в установленном порядке.

При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.

Ограничения по периодам и количеству проверок согласно пункту 16.1 статьи 89 Налогового кодекса не действуют, если решение о назначении выездной налоговой проверки резидента, исключенного из единого реестра резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области , вынесено не позднее чем в течение трех месяцев с момента уплаты сумм налогов, предусмотренных:

пунктом 10 статьи 288.1 Налогового кодекса в части правильности исчисления и полноты уплаты суммы налога на прибыль организаций в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта;

пунктом 7 статьи 385.1 Налогового кодекса в части правильности исчисления и полноты уплаты суммы налога на имущество организаций в отношении имущества, созданного или приобретенного при реализации инвестиционного проекта.

2.4. Решение о проведении проверки организации с одновременной проверкой обособленных подразделений кроме полного и сокращенного наименования организации содержит наименования (в случае наличия) и адреса мест нахождения обособленных подразделений, подлежащих одновременной проверке, их КПП.

Организацию выездных налоговых проверок налогоплательщиков - организаций с одновременной проверкой обособленных подразделений осуществляют налоговые органы по месту нахождения организации.

Организацию выездной налоговой проверки организации, отнесенной в порядке, предусмотренном статьей 83 Налогового кодекса, к категории крупнейших налогоплательщиков, с одновременной проверкой обособленных подразделений осуществляет налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Не позднее, чем за один месяц до начала квартала, в котором запланировано начало проведения выездной налоговой проверки, налоговый орган, организующий проведение проверки, направляет налоговым органам по месту нахождения обособленных подразделений запрос о выделении должностных лиц для проведения проверки обособленного подразделения . В указанном запросе должны быть отражены следующие сведения:

полное наименование организации, ее ИНН;

наименование обособленного подразделения, подлежащего проверке (при наличии);

адрес места нахождения обособленного подразделения, подлежащего проверке, его КПП;

предполагаемые сроки начала и окончания проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика - организации;

периоды, за которые проводится проверка;

предмет проверки (виды налогов, по которым проводится проверка).

При необходимости запрашиваются материалы предыдущих самостоятельных налоговых проверок филиалов (представительств).

Указанный запрос направляется в виде корреспонденции «для служебного пользования» по электронным каналам связи либо на бумажном носителе фельдъегерской связью, заказным или ценным почтовым отправлением.

Налоговый орган, получивший указанный запрос, обязан в течение 10 дней с момента получения запроса, представить предложения по составу сотрудников, которым будет поручено проведение проверки обособленного подразделения, с указанием фамилий, имен, отчеств (Ф.И.О.) должностных лиц, занимаемых ими должностей, классных чинов. При этом может указываться должностное лицо – руководитель проверяющей бригады по месту нахождения обособленного подразделения.

Количество экземпляров решения о проведении выездной налоговой проверки включает экземпляры:

для предъявления при доступе проверяющих на территорию (в помещения) по месту нахождения организации (далее остающийся на хранении в налоговом органе);

согласно количеству обособленных подразделений организации.

При оформлении экземпляров решения о проведении выездной налоговой проверки, а также иных решений, предусмотренных Налоговым кодексом, принимаемых в ходе выездной налоговой проверки, пометка «Для служебного пользования» (ДСП) не проставляется.

Копия Решения о проведении выездной налоговой проверки подлежит вручению лицу, в отношении которого проводится выездная налоговая проверка (его представителю) проверяющими должностными лицами налогового органа, назначившего выездную налоговую проверку, либо передаче иным способом.

Не позднее следующего рабочего дня после вынесения налоговым органом, назначившим проверку, решения о проведении выездной налоговой проверки соответствующие экземпляры решения направляются сопроводительным письмом налоговым органам по месту нахождения каждого обособленного подразделения.

К сопроводительному письму также могут прикладываться:

задания на проведение мероприятий налогового контроля проверяющим бригадам по месту нахождения обособленных подразделений проверяемого налогоплательщика;

сведения о результатах анализа хозяйственной деятельности налогоплательщика;

конфиденциальные сведения о налогоплательщике;

источники дополнительной информации о налогоплательщике;

структура организации налогоплательщика и порядок ведения документооборота;

порядок и сроки представления отчетов о работе бригады;

порядок и сроки представления проекта раздела акта по обособленному подразделению;

иные необходимые материалы.

Сопроводительное письмо с приложениями направляется в виде корреспонденции «для служебного пользования» по электронным каналам связи либо на бумажном носителе фельдъегерской связью, заказным или ценным почтовым отправлением.

Задание на проведение мероприятий налогового контроля и необходимые материалы могут также направляться в ходе проведения выездной налоговой проверки.

Решение о проведении выездной налоговой проверки доводится до сведения руководителя (уполномоченного им лица) обособленного подразделения организации непосредственно после прибытия проверяющих по месту нахождения данного обособленного подразделения.

Наличие у налогового органа по месту нахождения филиала (представительства, иного обособленного подразделения) Решения о проведении выездной налоговой проверки организации является основанием доступа должностных лиц, проводящих выездную налоговую проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица (за исключением жилого помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц).

Одновременная проверка обособленных подразделений организации проводится в течение общего срока проведения проверки.

В целях контроля за исполнением заданий и дальнейшего распределения сумм доначисленных платежей, руководителю проверяющей группы рекомендуется вести журнал выполнения заданий проверяющими бригадами , в котором регистрируются задания, и фиксируется количество затраченного времени на их исполнение.

5. Налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов. При этом необходимо учитывать, что согласно пункту 7 статьи 12 Налогового кодекса налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами, относятся к федеральным налогам.

Решение о проведении выездной налоговой проверки филиала или представительства налогоплательщика-организации выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет по месту нахождения филиала или представительства налогоплательщика-организации (пункт 2 статьи 89 Налогового кодекса).

Налоговый орган, проводящий самостоятельную выездную проверку филиалов и представительств, не вправе проводить в отношении филиала или представительства две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Налоговый орган не вправе проводить в отношении одного филиала или представительства налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года.

При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проведения проверки не может превышать один месяц.

6. В последний день проведения выездной налоговой проверки руководитель проверяющей группы обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю. Иные проверяющие указанную справку не составляют и не подписывают.

В случае, если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

7. По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

Это решение должно содержать:

1) наименование налогового органа;

2) номер решения и дату его вынесения;

3) наименование налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) или фамилию, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которого назначается проверка (в случае назначения ВНП филиала или представительства налогоплательщика-организации помимо наименования организации указывается наименование филиала или представительства, у которого назначается проверка, а также код причины постановки на учет);

4) идентификационный номер налогоплательщика;

5) период финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) либо его филиала или представительства, за который проводится проверка;

6) вопросы проверки (виды налогов, по которым проводится проверка);

7) фамилия, имя, отчество, должность и классные чины (специальные звания) лиц, входящих в состав проверочной группы, в том числе сотрудников органов внутренних дел, иных правоохранительных и контролирующих органов (в случае привлечения этих лиц к налоговым проверкам в установленном порядке);

8) подпись лица, вынесшего решение, с указанием его фамилии, имени, отчества, должности и классного чина.

Решение руководителя налогового органа является организационно-распорядительным документом, на основании которого совершаются все последующие процессуальные действия при осуществлении налогового контроля в форме выездной налоговой проверки.

Обязательные реквизиты, которые должен содержать этот документ, указаны в п. 2 ст. 89 НК РФ. К ним относятся:

1) полное и сокращенное наименование (фамилия, имя, отчество) налогоплательщика; предмет проверки, т.е. налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;

2) периоды, которые будут определяться;

3) должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Основные существенные параметры, которые непременно должны содержаться в решении о проведении проверки, указаны непосредственно в НК РФ, что снижает риск злоупотребления со стороны налоговых органов. Отсутствие таких реквизитов может привести к признанию недействительным как самого решения о проведении выездной проверки, так и решения по результатам проверки.

При принятии решения о назначении ВНП руководитель налогового органа (его заместитель) должен учитывать ограничения, установленные ст. 89 НК РФ:

Не допускается назначать в течение одного календарного года две или более ВНП налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) либо его филиала или представительства по одним и тем же налогам за один и тот же период;

В отношении одного налогоплательщика налоговые ор­ганы не вправе проводить более двух выездных проверок в год;

ВНП филиалов или представительств налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) могут назначаться независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора);

ВНП, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика (плательщика сбора - организации), а также назначаемая вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, может назначаться независимо от времени проведения предыдущей проверки;

Запрещается назначать повторные ВНП по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка назначается в связи с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика (плательщика сбора) или в порядке контроля вышестоящего налогового органа за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

ВНП могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), непосредственно предшествовавших году проведения проверки.

В соответствии с п. 6 ст. 89 НК РФ предельные сроки проведения ВНП составляют два месяца, сроки ее продления, независимо от числа филиалов налогоплательщика, - до четырех месяцев, а в исключительных случаях могут быть увеличены до шести месяцев. При этом срок проведения ВНП будет исчисляться со дня вынесения решения о ее назначении, а не со дня вручения этого решения налогоплательщику, как в действующем порядке. Окончанием ВНП будет считаться день составления справки о проведенной проверке. Вводится норма, обязывающая проверяющего вручить данную справку налогоплательщику в последний день проверки.

Устанавливается, что ВНП осуществляется именно на территории налогоплательщика и только в случае отсутствия у него основания предоставить помещение - по месту нахождения налогового органа.

Детально прописаны контрольные мероприятия в отношении обособленных подразделений филиалов и представительств. Установлена возможность их проведения как в рамках ВНП основной организации, так и самостоятельно.

Самостоятельно могут быть проверены только филиалы и представительства налогоплательщика. Иные обособленные подразделения могут быть проверены только в ходе проверки самого налогоплательщика. Следует отметить, что самостоятельную проверку филиала или представительства (независимо от статуса налогоплательщика - крупнейший или нет) может проводить только налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения (п. 2 ст. 89 НК РФ).

Расширены возможности налоговых органов в вопросе назначения ВНП за предшествующие годы. В рамках ВНП может быть проверен период, не превышающий три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении ВНП. Если такое решение было вынесено 30 декабря 2007 г., налоговый орган вправе проводить проверку за 2005 и 2006 гг. Таким образом, проверяемый период фактически увеличен на один год.

Введено ограничение количества ВНП, проводимых налоговым органом в течение календарного года: не более двух, независимо от проверяемых вопросов. Предусмотрены исключение из этого правила: в случае принятия руководителем налогового органа или его заместителем соответствующего решения, в случае проведения повторной ВНП по основаниям ст. 89 HК или проверки в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика.

Предусмотрены четкие основания и сроки приостановления ВНП на время:

1) истребования документов в порядке, установленных НКРФ;

2) получения информации от иностранных государственных органов;

3) проведения экспертиз;

4) перевода документов на русский язык.
Приостановление ВНП на время истребования документов

допускается не более одного раза по каждому лицу, у которых истребуются документы. Общий срок приостановления не может превышать шести месяцев (в случае если налоговый орган не сможет получить в течение этого срока запрашиваемую информацию от иностранных государств, указанный срок может быть продлен на три месяца).

На период приостановления ВНП налоговый орган oбязан прекратить все действия по истребованию документов и все действия на территории налогоплательщика, связанные проверкой. При этом налогоплательщику должны быть возвращены ранее истребованные документы. Позитивной считается норма, которая обязывает налогоплательщика обеспечить возможность должностным лицам налогового органа ознакомиться с документами, связанными с проведением проверки (ст. 93 НК РФ).

Срок представления документов - 10 дней. При этом период между вручением налогоплательщику требования о предоставлении документов и фактическим представлением их документов из срока проверки не вычитается. В этот период проверяющие могут воспользоваться правом на ознакомление подлинниками документов, связанными с исчислением и уплатой налогов. По смыслу п. 12 ст. 89 и абз. 3 п. 2 ст. 93 НК РФ налогоплательщик обязан обеспечить представление указанных документов на ознакомление незамедлительно, при этом срок ознакомления ограничен рамками ВНП. Раньше налоговые органы могли получить подлинники документов лишь в рамках процедуры выемки.

Налогоплательщику предоставляется право ходатайствовать перед налоговым органом о продлении срока представления документов (подачей письменного уведомления, направленного в налоговый орган в течение дня, следующего за днем получения требования). В уведомлении должны быть указаны при­чины продления срока и срок, в течение которого документы могут быть представлены. В течение двух дней со дня получения уведомления руководитель налогового органа принимает решение о продлении этого срока или об отказе в его продлении.

Повторная ВНП - это ВНП, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам за тот же период.

Вышестоящий налоговый орган имеет право осуществлять повторную проверку в порядке контроля деятельности налогового органа, проводившего ВНП.

Выявление в ходе повторной проверки нарушений, ранее не установленных первоначальной проверкой, исключает применение к налогоплательщику налоговых санкций. Они могут быть применены лишь в случае установления факта сговора между лицом, в отношении которого проводится проверка, и должностным лицом налогового органа (на основании приговора суда по уголовному делу).

Одним из оснований для назначения повторной проверки является представление налогоплательщиком уточненной декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.

В случае назначения повторной ВНП в связи с ликвидацией или реорганизацией организации-налогоплательщика (плательщика сбора - организации) налоговым органом принимается решение, в котором необходимо указывать причину проведения ВНП (реорганизация, ликвидация).

Решение руководителя (его заместителя) вышестоящего налогового органа о назначении повторной ВНП в порядке контроля за деятельностью налогового органа оформляется в виде мотивированного постановления.

Если в период с момента вынесения решения о проведении ВНП (постановления о проведении повторной ВНП) до момента ее окончания возникают обстоятельства, вызывающие необходимость расширения (изменения) состава проверяющей группы, руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводящего проверку, может быть принято peшение (постановление) о внесении соответствующих дополнений (изменений) в решение о проведении ВНП (постановление о проведении повторной ВНП).

В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличивать продолжительность ВНП до трех месяцев. Основаниями для продления срока проведения ВНП мо гут стать:

Проведение проверок крупных налогоплательщиков - организаций;

Необходимость проведения встречных проверок и (или направления запросов в организации и учреждения, располагающие информацией о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте);

Наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка;

Иные исключительные обстоятельства.

Как правило, в программу комплексной проверки в обязательном порядке включается проверка учетной политики организации для целей налогообложения. К основным вопросе подлежащим проверке, относится проверка:

1) правильности и полноты отражения в бухгалтерском учете и отчетности выручки от реализации товаров, работ услуг;

2) достоверности данных учета о фактических издержках обращения, полноты и правильности отражения в бухгалтерском учете фактических затрат на производство и реализацией продукции (работ, услуг);

3) правильности отражения в бухгалтерском учете и отчетности прибыли (убытка) от реализации основных средств, прочих активов;

4) правильности и полноты отражения в бухгалтерском учете и отчетности доходов и расходов от внереализационных операций;

5) правильности отражения операций с ценными бумагами;

6) правильности определения валовой прибыли;

7) правильности определения налогооблагаемой прибыли;

8) правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет НДС;

9) состояния налогового учета и организации учетной политики организации для целей налогообложения; наличия регистров налогового учета по налогу на прибыль, НДС, ведение раздельного учета льготируемых операций и др.;

10) правильности исчисления налога на имущество;

11) правильности исчисления региональных и местных налогов и сборов;

12) правомерности использования льгот по всем проверяемым видам налогов;

13) правильности отчисления, полноты и своевременности уплаты платежей во внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования, Экологический фонд);

14) правильности проведения расчетов с использованием наличных денежных средств;

15) наличия лицензий на осуществляемые виды деятельности, которые подлежат лицензированию;

16) правильности исчисления, своевременности и полноты перечисления в бюджеты различных уровней доходов от приватизации, дивидендов по акциям, принадлежащим государству, арендной платы от сдачи в аренду государственной и муниципальной собственности;

17) состояния платежной дисциплины;

18) правильности определения цен в случаях, установленных НК РФ.

В зависимости от специфики проверяемой организации в программу выездной налоговой проверки могут включаться и другие вопросы, например проверка внешнеэкономических операций, проверка соблюдения установленного порядка использования контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением.

Программы ВНП по отдельным видам налогов включают вопросы, связанные с исчислением этих налогов.

Программа ВНП утверждается руководителем налогового органа или его заместителем.

28. Характеристика встречной сверки и сопоставление документов (взаимная сверка, взаимный контроль, контрольное сличение).

Данные методы применяются в целях исследования несоответствия в содержании нескольких взаимосвязанных (сопряженных) документов.

А.Ю. Никитин, налоговый консультант

Ищем огрехи в решении о проведении выездной проверки

Какие ошибки допускают налоговики при назначении ВНП и как это можно использовать

Упомянутые в статье судебные решения можно найти: раздел «Судебная практика» системы КонсультантПлюс

Обычно при обжаловании решения по результатам выездной налоговой проверки (ВНП) внимание юриста и бухгалтера компании сосредоточено на выявленных нарушениях, которые послужили основанием для доначислений. Также тщательно проверяется соблюдение инспекторами процедуры рассмотрения материалов проверки, поскольку в Налоговом кодексе прямо сказано, что нарушение этой процедуры может стать безусловной причиной для отмены решения вышестоящим налоговым органом или судо мп. 14 ст. 101 НК РФ .

РАССКАЗЫВАЕМ ЮРИСТУ

В апелляционной жалобе в УФНС нужно приводить все доводы против решения налоговиков. Если приберегать аргументы для суда, то на компанию могут возложить судебные расходы независимо от исхода дел ап. 67 Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57 .

Однако нужно внимательно изучить и решение о проведении ВНП. Ведь зачастую уже при назначении проверки налоговики допускают ляпы. И тогда вы можете оспорить само решение о проведении проверки. Если ВНП назначена в конце года, это даст возможность потянуть время: новое решение вынесут уже в следующем году и, значит, один год выпадет из поля зрения ревизоро вп. 4 ст. 89 НК РФ . Или можете приберечь ошибку налоговиков как аргумент для обжалования результатов ВНП. В этой статье мы расскажем, какие нарушения можно упомянуть в жалобе, подаваемой в налоговый орган, и в исковом заявлении в суд, а на какие не стоит даже обращать внимание.

Если налоговики пришли без предупреждения

В Налоговом кодексе не сказано, что инспекция должна заблаговременно предупреждать налогоплательщика о предстоящей ВНППисьмо ФНС от 18.11.2010 № АС-37-2/15853 . Хотя в жизни бывает, что и предупреждают, например, чтобы не столкнуться с неприятностями типа отпуска у предпринимателя: срок-то на проведение ВНП исчисляется с даты вынесения решения о ее назначени ип. 8 ст. 89 НК РФ . А вот уже с решением вас должны ознакомит ьподп. 9 п. 1 ст. 32 НК РФ . Это может быть сделано так:

  • <или> ревизоры приедут к вам сами, предъявят решение о проведении ВНП, в котором распишется руководитель компании, вручат требование о представлении документов и т. д.;
  • <или> руководителя организации вызову тприложение № 1 к Приказу ФНС от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@ в ИФНС для ознакомления под роспись с решением о проверке;
  • <или> решение направят почтой по адресу места нахождения организации (месту жительства предпринимателя), указанному в ЕГРЮЛ (ЕГРИП)п. 5 ст. 31 НК РФ .

Если налоговики не ознакомили вас с решением, то суд может посчитать это существенным нарушением процедуры проведения проверки. И в совокупности с другими процедурными нарушениями это может послужить причиной для отмены решения, вынесенного по результатам ВНППостановления ФАС СЗО от 31.05.2012 № А52-1840/2011 ; ФАС ЦО от 24.02.2010 № А68-3935/09 . Однако если вы знали о проводящейся проверке (например, писали в налоговую какие-либо заявления, касающиеся ее), то заявлять о том, что налоговики не ознакомили вас с решением о назначении проверки, не имеет смысл аПостановление ФАС ВСО от 21.07.2010 № А58-7346/09 . На наш взгляд, практическая польза от этого процедурного нарушения скорее в том, что вы вправе не пускать на свою территорию проверяющих и не показывать им документы, пока вас не ознакомят с решением.

Налоговики нередко вносят изменения в первоначальное решение. Обычно уточняется состав проверяющи хприложение № 1 к Приказу ФНС от 07.05.2007 № ММ-3-06/281@ . Например, если кто-то из ревизоров заболел и нужна замена или если к проверке решили подключить полицию. Заявлять, что вас не ознакомили с такими решениями, вообще бессмысленн оПостановление 18 ААС от 22.01.2013 № 18АП-12895/2012 . Но, опять-таки, вы можете не пускать на свою территорию проверяющих, об участии которых в проверке вас не известили законным образом.

Решение вынесли в одном году, а вручили в другом

Ограничение глубины проверки по правилу «год текущий + 3 предшествующи х»п. 4 ст. 89 НК РФ часто становится причиной того, что выездную назначают в последних числах декабря. Например, 30 декабря 2013 г. налоговики могли вынести решение о проведении выездной проверки компании за 2010- 2012 гг. Формально требования закона соблюдены, но налогоплательщиков такое поведение инспекторов иногда возмущает: вручают-то такие решения, как правило, после новогодних праздников, то есть уже в следующем году. И некоторые считают, что это влечет сокращение периода, который может быть охвачен ВНП. Так вот, это как раз тот случай, когда оспаривать правомерность проверки 2010 г. (если брать данные нашего примера) не стоит. Особенно если налоговики еще в декабре предпринимали попытки вручить вам решение, рассылали в другие инспекции запросы о проведении встречных проверок ваших контрагентов и т. д. То есть фактически начали проводить проверку раньше, чем вручили вам решени еПостановления ФАС ПО от 29.10.2013 № А65-2024/2013 ; ФАС СЗО от 10.11.2011 № А05-13345/2010 .

А был ли мальчик, или Проверку назначила «несуществующая» ИФНС

Слияние инспекций мало затрагивает налогоплательщиков. Неудобство только в изменении реквизитов ИФНС (как правило, инспекция сообщает свои новые реквизиты во избежание ошибок при оформлении платежных документов на уплату налого вподп. 6 п. 1 ст. 32 НК РФ , но может этого и не сделать). И нужно получить новое свидетельство о постановке на налоговый уче тприложение № 1 к Приказу ФНС от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488 , поскольку наименование инспекции, ее адрес, ИНН и КПП изменятся. Для этого можно подать в ИФНС заявление о замене свидетельства в произвольной форме.

А если уже после того, как в ЕГРЮЛ была внесена запись о прекращении деятельности налогового органа в связи с реорганизацией, присоединяемая инспекция назначит проверку? Насколько правомерно такое решение? И может ли инспекция-правопреемница проводить ВНП на его основании?

Вопросам, возникающим у компаний при реорганизации инспекции, было посвящено интервью с сотрудником ФНС России С.А. Таракановым «При слиянии инспекций нужно получить новое свидетельство»: 2009, № 14, с. 16

С такой ситуацией столкнулась одна из наших читательниц. При реорганизации налоговых органов инспекция, в которой состояла на учете компания, присоединилась к другой. И 21 декабря, в день, когда в госреестр была внесена запись о прекращении деятельности ИФНС, заместитель руководителя «исчезающей» инспекции вынес решение о проведении выездной проверки. Выяснилось, что приказ о реорганизации вступал в силу только с 1 января, поэтому налоговики не сомневались в правомерности своих действий.

Приказы, на основании которых происходит реорганизация инспекций, издает ФНС. Это открытые документы, на них не стоит гриф «ДСП», многие из них есть в разделе «Законодательство» системы КонсультантПлюс (информационный банк «Версия Проф»)Приказы ФНС от 25.09.2013 № ММВ-7-4/417 , от 12.10.2012 № ММВ-7-4/722 . Но если вы попросите такой документ в ФНС, вам, скорее всего, вежливо откажут, сославшись на то, что запрашиваемая информация предназначена для внутреннего пользования.

Мнение читателя

“ ИФНС вынесла решение о проведении выездной проверки датой своего исключения из ЕГРЮЛ! То есть в этот день по закону госорган уже утратил правоспособность. Подняли этот вопрос на рассмотрении возражений по акту проверки, и нам сказали, что Приказ ФНС о реорганизации вступил в силу только с 1 января, значит, проверка была назначена правомерно. И в ФНС тоже так считают. Оспаривать итоговое решение по проверке на этом основании не будем, чтобы отношения не портить, хотя, конечно же, налоговики не пр авы” .

Ирина,
юрист, г. Краснодар

Однако закон говорит о другом: при присоединении реорганизация считается завершенной с момента, когда в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении деятельности присоединенного юридического лиц ап. 4 ст. 57 ГК РФ . То есть именно 21 декабря присоединяемая ИФНС утратила правоспособность, а ее права и обязанности перешли к реорганизованной инспекци ип. 3 ст. 49 , п. 2 ст. 58 ГК РФ . Получается, что с этой даты назначать и проводить проверку могла только реорганизованная ИФНС. При обжаловании решения, вынесенного по результатам проверки, можно привести доводы о том, что решение о проведении ВНП было вынесено неправоспособной инспекцией и подписано неуполномоченным должностным лицом. Но не исключено, что при отсутствии других огрехов судьи сочтут такое нарушение процедуры назначения ВНП несущественным и не повлиявшим на законность решения по проверке.

А вот если прежняя инспекция вынесла спорное решение до внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности, реорганизованная ИФНС, как правопреемник, может на законном основании проводить выездную проверк уп. 2 ст. 58 ГК РФ . Тут уж придраться не к чему.

Ваш переезд проверке не помеха

По общему правилу решение о проведении выездной проверки выносит инспекция по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимател я)п. 2 ст. 89 НК РФ . И эта же инспекция проверку проводит. То есть при вашем «переезде» в другую инспекцию ИФНС по прежнему месту нахождения может назначать и проводить проверку до внесения изменений в ЕГРЮЛ (ЕГРИП)Письма Минфина от 23.03.2012 № 03-02-07/1-68 , от 19.06.2012 № 03-02-08/53 ; ФНС от 13.09.2012 № АС-4-2/15309@ (пп. 10, 11) ; Постановление ФАС ВСО от 13.01.2012 № А19-12393/2011 . Это правомерно, и проверку не отменят. Но если проверка назначена старой ИФНС хотя бы в тот же день, когда внесена запись в госреестр, у вас есть все шансы обжаловать результаты ВНППостановление ФАС ПО от 21.10.2013 № А55-34463/2012 .

Даже если при переезде вы сменили регион, повторную проверку в порядке контроля работы нижестоящего налогового органа все равно назначит УФНС по прежнему месту вашего нахождени яПисьма Минфина от 29.03.2012 № 03-02-08/32 ; ФНС от 29.12.2012 № АС-4-2/22690 (п. 1) . И проверку сданной после переезда уточненки «на уменьшение» за период, который проверялся на ВНП инспекцией по прежнему месту учета, назначит старая ИФНСп. 10 ст. 89 НК РФ ; Письмо ФНС от 06.03.2012 № АС-4-2/3639 .

В решении неверный ИНН? Такая ошибка ваши права не нарушает

Форма решения о проведении ВНПутв. Приказом ФНС от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@ предусматривает указание ИНН проверяемого налогоплательщика. Однако если налоговики не укажут в решении ИНН или допустят в нем ошибку, это не означает, что проверка проводится незаконно. Обязательный реквизит решения о проведении ВНП - это полное и сокращенное наименования организации либо ф. и. о. предпринимател яп. 2 ст. 89 НК РФ . ИНН не является частью наименования организации и не заменяет его. Кроме того, инспекция вправе устранить технические ошибки, допущенные в принимаемых ею ненормативных актах, путем внесения изменений отдельным решение мПостановления ФАС МО от 14.08.2012 № А40-26973/12-99-126 ; ФАС УО от 25.08.2010 № Ф09-6740/10-С3 .

Пришли проверять один налог, а начислили другой

В решении о проведении ВНП указываются проверяемые налоги и периоды, за которые проводится проверк ап. 2 ст. 89 НК РФ .

Ревизоры не вправе доначислять налоги за периоды, не обозначенные в решении о проведении ВНППостановление 14 ААС от 30.12.2011 № А13-13347/2010 , или изменять проверяемый период после начала проверки. Решение, изменяющее период проверки, - это самостоятельный ненормативный правовой акт. И он должен соответствовать требованиям ст. 89 НК РФ, ограничивающим глубину проверки 3 годами, предшествующими году ее назначени яп. 4 ст. 89 НК РФ ; Постановление ФАС УО от 16.04.2012 № Ф09-2750/12 . Например, если налоговики в 2013 г. назначили проверку за 2011- 2012 гг., то они не могут в 2014 г. изменить проверяемый период, включив в него 2010 г. Это уже будет являться нарушением, и такую «корректировку» периода проверки не составит труда оспорить даже в вышестоящем налоговом органе.

Не могут проверяющие и доначислять не названные в решении налоги. Так, если в решении сказано, что проверяется правильность исчисления и уплаты налога на прибыль и НДС, инспекторы не могут насчитать налог на имущество, обнаружив «попутно» нарушения и по нем уПостановление ФАС ЗСО от 02.05.2007 № Ф04-2508/2007(33690-А46-40) . Но есть и исключения из этого правила. Если компания применяет упрощенку, а в ходе выездной проверки ревизоры доначислят НДС, например по причине обнаружения счетов-фактур с налогом, то ссылаться на отсутствие НДС в перечне проверяемых вопросов не стоит. В такой ситуации, считают суды, НДС и не может фигурировать в решении о проведении ВНП. И при этом доначисление НДС не приводит к принятию незаконного итогового решения по проверк епп. 2 , 3 ст. 346.11 НК РФ ; Постановление ФАС УО от 22.11.2012 № Ф09-11159/12 .

Кстати, на практике проверку обычно назначают с формулировкой «по всем налогам и сборам», или, как говорят налоговики, комплексну юп. 1.3.1 Рекомендаций по ВНП, доведенных Письмом ФНС от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 . Отсутствие указания на конкретные налоги в такой ситуации не повод оспаривать правомерность проведения ВНП. Формулировка «по всем налогам и сборам» допускается формой решения. И суды согласны с тем, что налоговики не обязаны перечислять в решении конкретные налоги, подлежащие проверк еПостановления ФАС ПО от 13.03.2012 № А72-4064/2011 ; ФАС ВСО от 28.02.2011 № А33-4941/2010 ; 8 ААС от 28.06.2013 № А75-105/2013 .

А вот формулировать предмет ВНП как проверку «отдельных вопросов исполнения законодательства о налогах и сборах» инспекция не должна.

Не стоит оспаривать решение о назначении ВНП из-за неточностей, которые однозначно не нарушают ваши права. Например, суд вряд ли серьезно воспримет претензии к тому, что решением не установлено, кто из участвующих в ВНП инспекторов является руководителем проверяющей группы (бригады). Ведь наличие этой информации предусмотрено только формой решения, а в Налоговом кодексе такого требования нет.

Кстати, в число проверяющих могут включить и сотрудников УФНС: закон этого не запрещает. Такое обычно случается, если ваша инспекция консультировалась с вышестоящим налоговым органом по какому-либо сложному неоднозначному вопросу, связанному с вашей компанией.

Выездная налоговая проверка является разновидностью налогового контроля с присущими ей особенностями. Так, она может проводиться по месту нахождения налогоплательщика, и инспекторы имеют право проверять несколько налогов. Если избежать выездной проверки ИФНС все же не удалось, рекомендуем вам ознакомиться с главными нюансами такой формы контроля.

Выездная налоговая проверка в 2018 году: список особенностей

Если вы или ваша организация стали объектом внимания налоговых органов и получили уведомление о выездной налоговой проверке в 2018 году, вам необходимо ознакомиться с особенностями такой проверки:

  • выездная налоговая проверка может быть проведена только по месту нахождения налогоплательщика (за исключением случаев, указанных в абз. 2, 3 п. 2 ст. 89 НК РФ);
  • главная цель проверки — установить, правильно ли были исчислены налоги и страховые взносы, а также вовремя ли они были уплачены (пп. 4, 17 ст. 89 НК РФ);
  • основным документом, подтверждающим начало выездной налоговой проверки, является решение о ее проведении (п. 1 ст. 89 НК РФ);
  • проверяемый период не может превышать 3 лет (п. 4 ст. 89 НК РФ);

Когда налоговая проверка может охватывать период, превышающий 3 года, читайте в материалах и .

  • налогоплательщик не может быть проверен более 1 раза по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • за календарный год может быть проведена только одна выездная проверка (исключение — когда решение о повторной проверке принято руководителем вышестоящего налогового органа ФНС РФ);
  • выездная проверка не может быть назначена в отношении специальной декларации (п. 2 ст. 89 НК РФ), которую физлицо вправе добровольно подать в ИФНС в срок до 28.02.2019 об имеющемся у него имуществе (недвижимости, транспорте, вкладах в банки или в уставный капитал организаций), а также о контролируемых им иностранных компаниях.

Право ИФНС на выездную проверку

Законодательно определено, что право на проведение выездной налоговой проверки имеет тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит налогоплательщик. Хотя существуют и исключения, действующие для крупнейших налогоплательщиков и обособленных подразделений.

Также важную роль играют дата постановки на учет в качестве налогоплательщика в определенном налоговом органе и дата внесения изменений в реестр учета.

Так, если при смене местонахождения своевременно не внесены соответствующие изменения в ЕГРЮЛ, то выездную налоговую проверку будет проводить налоговый орган по прежнему месту нахождения. Если такая ситуация возникнет по вине налоговой инспекции в связи с нарушением требований и сроков регистрации, то выездная налоговая проверка также будет проведена инспекцией по старому месту регистрации (постановление ФАС Поволжского округа от 29.05.2013 № А65-25327/2012).

Другие ИФНС не вправе назначать проверку налогоплательщиков, находящихся вне зоны их юрисдикции. Так, налоговый орган, у которого на учете числится лишь недвижимость и транспорт, но не сам налогоплательщик, не может назначить последнему выездную налоговую проверку.

Решение о проведении выездной налоговой проверки

Как уже отмечалось выше, началу выездной налоговой проверки предшествует подготовка основного документа, дающего право на проведение контрольного мероприятия, — решения о проведении выездной налоговой проверки и, соответственно, вручение его проверяемому юридическому или физическому лицу.

Этому документу стоит уделить особое внимание, так как он является основанием для осуществления комплекса контрольных мероприятий. Зачастую некомпетентные инспекторы пренебрегают обязанностью своевременно вручить и ознакомить налогоплательщиков с решением, но это является грубой ошибкой и может быть использовано проверяемыми лица как аргумент при подтверждении нарушения процессуальных норм.

Решение о проведении выездной налоговой проверки имеет право составить только тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит проверяемый налогоплательщик. В этом документе отражается информация о субъекте контроля, предмете проверки (перечень проверяемых налогов), периоде проверки и о составе проверяющей группы. Решение обязательно должно быть подписано руководителем налоговой инспекции либо его заместителем.

Где проводится согласно НК РФ выездная налоговая проверка?

Местом проведения выездной налоговой проверки являются помещения или офис налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ). Но иногда бывает так, что размер помещений не позволяет расположиться там всей проверяющей группе, и тогда проверка может быть проведена в налоговой инспекции.

О том, что у налогоплательщика отсутствуют возможности по размещению проверяющих, он должен сообщить сам, в противном случае это решение принимает руководитель проверяющей группы по факту выезда и осмотра помещений налогоплательщика.

Следует отметить, что на практике случается, что налоговый орган без получения соответствующего заявления и должного осмотра принимает решение провести выездную налоговую проверку в инспекции. Но это свидетельствует о том, что контролирующие органы нарушают действующий порядок проведения выездной налоговой проверки.

Такое мнение поддерживают и суды. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 20.08.2010 № КА-А40/8830-10 отменил решение, вынесенное по результатам выездной налоговой проверки, проводимой в упрощенном варианте, из-за нарушения процедуры проведения.

Но в то же время если решение налогового органа не содержит существенных ошибок, то суды вряд ли встанут на сторону налогоплательщика только лишь потому, что выездная налоговая проверка была проведена в налоговой инспекции без соответствующего уведомления проверяемого лица (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.04.2013 № А75-3810/2012).

Важным обстоятельством является то, что даже при проведении выездной налоговой проверки на территории контролирующего органа налогоплательщику необходимо выполнять все требования проверяющих, будь то запрос на представление документов либо требование на осмотр рабочих помещений.

См. также: .

Какова продолжительность выездной налоговой проверки?

Срок выездной налоговой проверки составляет 2 месяца, но в то же время НК РФ дает возможность налоговым органам как продлевать его, так и приостанавливать. Инспекторы очень часто пользуются этими возможностями, когда нужно выяснить, является ли совершение определенной хозяйственной операции нарушением, или же изучить дополнительные материалы, касающиеся деятельности проверяемого лица.

О случаях, когда налоговые органы могут продлить срок выездной проверки, читайте в материале .

Срок, на который инспектор имеет право продлевать проверку, составляет 4 (6) месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ), а приостановить — 6 (9) месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ). Таким образом, если в течение контрольного мероприятия налоговики прибегают к описанным выше методам, то максимальный срок проверки может составить 1 год и 3 месяца.

См. материал .

Исключением является выездная налоговая проверка конкретного филиала или представительства — она должна быть проведена в течение 1 месяца. В данном случае законодатель предоставил контролерам только право на приостановление.

Срок выездной налоговой проверки начинает исчисляться со дня вынесения решения о проведении этого контрольного мероприятия, а заканчивается в день составления справки по результатам проверки (указанный документ должен быть вручен в тот же день).

Следовательно, можно выделить основные этапы проводимой проверки:

  • начало выездной налоговой проверки (вручение решения о проведении);
  • процесс проведения проверки (максимально — 1 год 3 месяца);
  • завершение проверки (составление справки о проведении выездной налоговой проверки).

Таким образом, в указанные выше сроки контролеры обязаны успеть провести все запланированные мероприятия, а также те, которые возникли в процессе проверки. Если же инспекторы получили какие-либо доказательства после истечения срока, то приобщать их к материалам выездной налоговой проверки они не имеют права (постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.05.2009 № Ф03-2248/2009).

Также стоит отметить, что такое нарушение не предполагает отмены решения и результатов выездной налоговой проверки полностью, так как существует только одно формальное обстоятельство, способное повлиять на решение суда, — это нарушение процедуры участия налогоплательщика при рассмотрении материалов проверки (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Более подробно о сроках выездной налоговой проверки рассказано в материале .

Итоги

Целью проведения налоговой проверки является контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов. Порядок проведения выездной налоговой проверки регулируется ст. 89 НК РФ. Результаты проверки могут быть отменены только в случаях существенных нарушений со стороны налогового органа, например при непредставлении налогоплательщику возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и дать пояснения.


В отличие от камеральной проверки налоговый инспектор не может начать выездную проверку по собственной инициативе. Проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Форма решения утверждена приказом МНС РФ от 08.10.99 г. № АП-3-16/318 “Об утверждении Порядка назначения выездных налоговых проверок” (в редакции Дополнения №1, утвержденного приказом МНС РФ от 07.02.2000 № АП-3-16/34).

Решение должно содержать:

  • Наименование налогового органа;
  • Номер решения и дату его вынесения;
  • Наименование налогоплательщика или ФИО индивидуального предпринимателя, в отношении которого назначается проверка (в случае назначения налоговой проверки филиала или представительства налогоплательщика-организации помимо наименования организации указывается наименование филиала или представительства, у которого назначается проверка, а также код причины постановки на учет);
  • Идентификационный номер налогоплательщика;
  • Период финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика либо его филиала или представительства, за который проводится проверка. В соответствии со ст. 87 НК РФ выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года (плательщика сбора, налогового агента), непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Не допускается назначение в течение одного календарного года двух и более проверок налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) либо его филиала по одним и тем же налогам и сборам и за тот же период. Однако при проведении тематической проверки налоговый орган имеет право, не дожидаясь годичного срока с даты проведения текущей налоговой проверки, назначить выездную налоговую проверку по другим налогам или за другой налоговый период. При комплексной проверке право на проведение очередной проверке у налогового органа возникает только по окончании одного года с момента проведения указанной проверки.
  • Вопросы проверки (виды налогов, по которым проводится проверка). Если в решении указано: “проверка правильности исчисления налога на добавленную стоимость и налога на пользователей автодорог” то проверка будет являться тематической, если – “проверка правильности соблюдения законодательства о налогах и сборах”, то такая проверка будет являться комплексной и охватывать вопросы правильности исчисления и уплаты всех налогов со сборов предприятием или организацией;
  • Ф.И.О., должности и классные чины (специальные звания) лиц, входящих в состав проверяющей группы, в том числе сотрудников федеральных органов налоговой полиции, иных правоохранительных и контролирующих органов (в случае привлечения этих лиц к налоговым проверкам);
  • Подпись лица, вынесшего решение, с указанием его Ф.И.О., должности и классного чина;

Наличие решения – единственное основание для допуска лиц, проводящих проверку, к проведению выездной налоговой проверки.

Отсутствие хотя бы одного реквизита в тексте решения является основанием для недопуска проверяющих к проведению проверки.

Необходимо учитывать, что не все проверки, проводимые налоговыми органами с выездом к налогоплательщику, являются налоговыми в смысле, указанном в НК РФ. Например, проверка применения контрольно-кассовых машин при расчетах с населением хоть и возложена на налоговые органы, регулируется не НК РФ, а Законом РФ от 18.06.93 № 5215-1 “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением” и налоговой проверкой не является.

Решение вручается проверяющим руководителю предприятия либо иному уполномоченному лицу налогоплательщика. Отсутствие в момент предъявления решения налогоплательщика (его должностных или уполномоченных лиц) не является основанием для отмены выездной налоговой проверки или ее перенесения на более поздний срок. Решение может быть вручено секретарю или иному уполномоченному лицу под расписку. Если налогоплательщик уклоняется от получения решения, оно высылается по почте заказным письмом. В этом случае датой вручения решения будет считаться шестой день с момента отправки письма.

Фиксация даты вручения очень важна, так как дата вручения решения, в общем случае, является датой начала проведения проверки.

В случае если в период с момента вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки до момента ее окончания возникнут обстоятельства, вызывающие необходимость расширения (изменения) состава проверяющей группы, руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводящего проверку, может быть вынесено решение о внесении соответствующих дополнений (изменений) в решение о проведении выездной налоговой проверки.

размер шрифта

ПРИКАЗ Минюста РФ от 25-12-2006 380 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ РЕГИСТРАЦИОННОЙ СЛУЖБОЙ... Актуально в 2018 году

Принятие решения о проведении проверки

17. Основаниями для начала исполнения государственной функции являются:

установленный утвержденным на соответствующий календарный период планом проверок срок проведения проверки соответствующего субъекта проверок;

наличие оснований для проведения внеплановой проверки, предусмотренных пунктом 9 Административного регламента.

18. При наличии оснований, предусмотренных пунктом 17 Административного регламента, специалист, уполномоченный на подготовку проекта решения о проведении проверки:

собирает все имеющиеся в Федеральной регистрационной службе (ее территориальном органе) материалы в отношении субъекта проверки, в том числе статистические и иные имеющиеся формы отчетности, характеризующие состояние деятельности субъекта проверки, акты по результатам предыдущих проверок, результаты устранения выявленных нарушений, иные материалы;

при необходимости обеспечивает подготовку, направление запросов в другие органы государственной власти (налоговые органы, органы государственной статистики и др.) и иные организации, а также получение от них соответствующей информации.

Срок выполнения действия определяется сроками получения ответов на запросы, направленные в другие органы государственной власти и организации.

19. Специалист, уполномоченный на подготовку проекта решения о проведении проверки, проводит анализ подготовленных (имеющихся и полученных по запросам) материалов в отношении субъекта проверки в целях определения необходимости проведения выездной проверки или достаточности осуществления проверки без выезда по месту нахождения и (или) ведения деятельности субъекта проверки. В этих целях специалист, уполномоченный на подготовку проекта решения о проведении проверки, анализирует материалы (документы) на предмет:

отсутствия в них противоречий, сомнений в достоверности содержащихся в них сведений;

соблюдения субъектом проверки порядка, в том числе сроков, представления отчетов и иных сведений, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

отсутствия в действиях субъекта проверки нарушений законодательства Российской Федерации;

принятия субъектом проверки необходимых мер по устранению выявленных, в том числе в результате ранее проведенных проверок и вынесенных предупреждений (предписаний, представлений), нарушений.

По итогам проведенного анализа специалист, уполномоченный на подготовку проекта решения о проведении проверки, готовит служебную записку, в которой в том числе указывает документы, подвергшиеся анализу, результаты и выводы, к которым он пришел по итогам проведенного анализа.

Максимальный срок выполнения действия составляет 5 рабочих дней.

20. Специалист, уполномоченный на подготовку проекта решения о проведении проверки, готовит по результатам обобщения и анализа имеющихся документов проект приказа (распоряжения) Федеральной регистрационной службы (ее территориального органа) о проведении проверки субъекта проверки (за исключением субъекта проверки, указанного в подпункте 2 пункта 5 Административного регламента) в соответствии с приложением N 2 к Административному регламенту.

В отношении субъектов проверок, указанных в подпункте 2 пункта 5 Административного регламента, решение о проведении проверки оформляется посредством согласования (утверждения) руководителем структурного подразделения, к компетенции которого отнесены вопросы осуществления контроля деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, служебной записки, подготовленной специалистом, рассматривающим материалы о наличии нарушений в деятельности арбитражного управляющего.

В проекте приказа (распоряжения, служебной записки в отношении субъекта проверки, указанного в подпункте 2 пункта 5 Административного регламента) о проведении проверки указываются:

наименование Федеральной регистрационной службы (ее территориального органа);

фамилии, имена, отчества и должности лиц, уполномоченных на проведение проверки (с обязательным указанием председателя комиссии, если проверка проводится комиссией);

полное наименование субъекта проверки;

цели, задачи и предмет проводимой проверки;

правовые основания проведения проверки, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;

срок (дата начала и окончания) проверки;

вид проверки (выездная или без выезда по месту нахождения и (или) ведения деятельности субъекта проверки);

адрес, по которому будет проводиться проверка (при выездной проверке).

Максимальный срок выполнения действия составляет 1 рабочий день.

Изменения в ходе проведения проверки лица, уполномоченного на проведение проверки (состава комиссии), срока (даты начала и окончания) проведения проверки, целей, задач или предмета проводимой проверки оформляются приказом (распоряжением) о внесении изменений в ранее изданный приказ (распоряжение) о проведении проверки. В отношении субъектов проверок, указанных в подпункте 2 пункта 5 Административного регламента, указанные изменения оформляются посредством согласования (утверждения) руководителем структурного подразделения, к компетенции которого отнесены вопросы осуществления контроля деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, новой служебной записки, подготовленной специалистом, рассматривающим материалы о наличии нарушений в деятельности арбитражного управляющего.

21. Специалист, уполномоченный на подготовку проекта решения о проведении проверки, передает в порядке делопроизводства (с учетом установленной процедуры согласования) подготовленные служебную записку и проект решения о проведении проверки должностному лицу, обладающему правом подписи приказа (распоряжения) о проведении проверки.

Специалист, рассматривающий материалы о наличии нарушений в деятельности арбитражного управляющего, передает подготовленную им служебную записку руководителю структурного подразделения, к компетенции которого отнесены вопросы осуществления контроля деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

К указанным документам прилагаются все документы, на основании которых указанные служебная записка и проект решения были подготовлены.

Максимальный срок выполнения действия составляет 1 день с момента окончания анализа документов, а в отношении субъекта проверки, указанного в подпункте 2 пункта 5 Административного регламента, - 2 часа с момента подготовки служебной записки.

22. Должностное лицо, обладающее правом подписи приказа (распоряжения) о проведении проверки (согласования служебной записки в отношении субъекта проверки, указанного в подпункте 2 пункта 5 Административного регламента), рассматривает его и прилагаемые к нему документы.

К должностным лицам Федеральной регистрационной службы (ее территориальных органов), уполномоченным на подписание приказа (распоряжения) о проведении проверки, относятся:

директор Федеральной регистрационной службы (руководитель территориального органа) либо лицо, исполняющее его обязанности, - при принятии решения о проведении выездной проверки;

директор Федеральной регистрационной службы (руководитель территориального органа) либо лицо, исполняющее его обязанности, либо заместитель директора Федеральной регистрационной службы (заместитель руководителя территориального органа), к компетенции которого отнесено соответствующее направление деятельности Федеральной регистрационной службы (ее территориального органа), - при принятии решения о проведении проверки без выезда по месту нахождения и (или) ведения деятельности субъекта проверки.

К должностным лицам Федеральной регистрационной службы, уполномоченным на подписание приказа (распоряжения) о проведении проверки в отношении субъектов, указанных в подпункте 1 пункта 5 Административного регламента, относятся директор Федеральной регистрационной службы (руководитель территориального органа) либо лицо, исполняющее его обязанности.

К должностным лицам, уполномоченным на принятие решения о проведении проверки в отношении субъектов, указанных в подпункте 2 пункта 5 Административного регламента, относятся руководитель структурного подразделения Федеральной регистрационной службы (ее территориального органа), к компетенции которого отнесены вопросы контроля за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, и его заместитель, а также лица, исполняющие их обязанности.

Уполномоченное должностное лицо подписывает проект решения о проведении проверки (согласовывает служебную записку в отношении субъекта проверки, указанного в подпункте 2 пункта 5 Административного регламента) или возвращает его на доработку специалисту, уполномоченному на подготовку проекта решения о проведении проверки, с указанием причин, не позволивших подписать решение о проведении проверки.

Максимальный срок выполнения действия составляет 2 рабочих дня, а в отношении субъекта проверки, указанного в подпункте 2 пункта 5 Административного регламента, - 2 часа с момента подготовки служебной записки.

23. Основанием для возврата документов на повторное рассмотрение может являться:

оформление проекта решения о проведении проверки с нарушением установленной формы, включая отсутствие необходимых реквизитов, предусмотренных пунктом 20 Административного регламента;

противоречие выводов, изложенных в служебной записке специалистом, уполномоченным на подготовку проекта решения о проведении проверки, законодательству Российской Федерации (отсутствие оснований для проведения внеплановой проверки, недостаточность оснований для проведения проверки с выездом по месту нахождения субъекта проверки);

иные основания, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

24. В случае возврата уполномоченным должностным лицом проекта приказа (распоряжения, служебной записки в отношении субъекта проверки, указанного в подпункте 2 пункта 5 Административного регламента) о проведении проверки специалист, уполномоченный на подготовку решения о проведении проверки, в зависимости от оснований возврата обязан:

устранить выявленные недостатки;

провести повторное рассмотрение и анализ документов в соответствии с пунктами 17 - 20 Административного регламента.

Максимальный срок выполнения действия составляет 2 рабочих дня, а в отношении субъекта проверки, указанного в подпункте 2 пункта 5 Административного регламента, - 2 часа.

25. Решение о проведении проверки на основании жалоб граждан о нарушении прав и законных интересов должно приниматься не позднее чем в течение месяца со дня получения жалобы.