Налоговая система рф план егэ. Налоговая система рф

Эпиграф к уроку:

“Гражданин охотно платит налоги, зная, что они необходимы для поддержания дарующей ему свою защиту родины”.

П.– А. Гольбах.

Цели урока:

образовательные: знакомство учащихся с сущностью, видами и структурой налогов, их функциями в современном обществе;

развивающие : формирование у учащихся основ налоговой культуры, развитие у них аналитического и логического мышления;

воспитательная: формирование адекватного отношения школьников к налогам, воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина.

План урока:

  1. Понятие и сущность налогов.
  2. Структура налога.
  3. Виды налогов
  4. Функции налогов.

Основные понятия: налог, объект налогообложения, налоговая база, ставка налога, прямые и косвенные налоги, федеральные, региональные и местные налоги.

Оборудование урока: мультимедийная презентация, набор слов для составления определения, картинки логического ряда, рисунки учащихся, выдержки из школьных сочинений, карточки-задания с упражнениями, цветные жетоны.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учащиеся делятся на 3 группы.

2. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Вводное слово учителя. Сегодня на уроке мы будем изучать экономическое понятие, которое у большинства людей вызывает отрицательную реакцию. Но в экономике нет однозначно отрицательных явлений. В каждом можно найти плюсы. Тему сегодняшнего урока вы назовете мне сами, если воспользуетесь подсказкой. (Демонстрация слайда 1 ). На слайде представлены высказывания знаменитых людей, живших в разное время. Все их высказывания посвящены теме нашего сегодняшнего занятия. Ключевое слово пропущено. Что же это за понятие, которое мы будем сегодня изучать?

Учащиеся должны определить, что пропущено слово “налоги”. Это слово возникает на слайде после щелчка.

Учитель: Тема нашего урока “Налоги”.

Как вы заметили, отношение к налогам во все времена было неоднозначным. Даже такой сведущий человек, как У.Черчилль, считал, что хороших налогов не бывает. А американский писатель О.Холмз назвал налоги ценой за цивилизованное общество. Так что же представляют собой налоги – зло или благо? Мы с вами должны составить об этом свое собственное мнение.

3. Этап усвоения новых знаний.

Учитель: Вы все уже много раз слышали о налогах, у каждого, наверное, есть представление об этом понятии. Попробуйте сами дать определение налога.

Выслушиваются и обобщаются определения, данные учащимися.

Учитель: В экономике бывает много разных определений одного и того же понятия. Одно из самых распространенных и точных было дано еще в начале прошлого века в знаменитом словаре Брокгауза и Эфрона.

Учащимся предлагается составить это определение из набора слов.

Выслушиваются определения, составленные каждой группой.

Налогипериодические принудительные платежи граждан и из их имуществ и доходов, идущие на нужды государства и общества и установленные в законодательном порядке.

Учитель: Это всего лишь одно из определений. Если мы с вами поймем сущность налога, то можем дать и собственное. Главное указать основные признаки.

В слове “налог” 5 букв, и основных признаков у него тоже 5. Давайте их выделим. Обратите внимание на определение на слайде, на те подсказки, которые даны на доске (на доску вывешиваются картинки-подсказки логического ряда из Приложения 5) , и сформулируйте 5 признаков налога.

Выслушиваются ответы учащихся, признаки налогов записываются в тетради.

Учитель: Зная признаки налога, (продолжение демонстрации слайда 2) , мы теперь можем дать свое определение этого понятия, главное, чтобы в нем прозвучали все эти признаки.

  • часть доходов граждан или предприятий;
  • носит обязательный и принудительный характер;
  • выплата периодическая;
  • выплата в пользу государства;
  • размер и порядок уплаты определяются законом.

Учитель , обращая внимание учащихся на доску, где закреплены картинки – рисунки из Приложение 6 .

Взгляните на доску. Мужская душа, печная труба, хвост собаки, автомобиль, подача заявления в суд.…

Как вы думаете, что общего во всем этом?

Ответ учеников: Со всего этого в разные времена платили налоги.

Учитель: На языке налоговой системы все это – объекты налогообложения. Когда-то налоги платили и с печной трубы и с собачьего хвоста…

В настоящее время налоги в нашей стране взимаются (демонстрация слайда 3 ):

  • с доходов (прибыли, заработной платы, доходов от ценных бумаг);
  • с имущества, передачи имущества;
  • с юридически значимых действий;
  • с ввоза и вывоза товаров за границу.

Это отражено в законе “Об основах налоговой системы Российской Федерации”, который был принят в конце 1991 года.

Например, объектом налогообложения может быть такое имущество, как автомобиль. Но ведь автомобили бывают разные. У одного владельца – “Мерседес” или даже “КамАЗ”, а у другого – “Запорожец” или “Ока”. Ведь несправедливо, если они будут платить одинаковые налоги. Как выйти из этой ситуации?

Ответ учащихся: Транспортный налог платится с мощности автомобиля.

Учитель: Действительно, транспортный налог рассчитывается не с автомобиля, а с его мощности, если мощность разная, то и налог будет разным.

У налога, как элемента налоговой системы, есть своя структура. Он подразделяется на базу, количественное выражение того, с чего исчисляется налог, и ставку, размер налога на единицу налоговой базы.

Например, подоходный налог в России. Все граждане России платят 13 копеек с каждого заработанного рубля. Базой налога является сумма заработанных доходов, а ставка равна 13%. Или налог на добычу природного газа. Базой является не сам факт добычи, а количество добытого газа, а ставка 135 руб. за 1000 куб. м.

Для того чтобы понять, какие бывают базы и ставки налогов, выполним упражнение №1, где приведены примеры налогов, как современных, так и очень древних. (Приложение 1 ) У каждой группы свои примеры.

Учитель: А теперь вновь вспомним историю. (Демонстрация слайда 4 ).

“1 июня 1648 года в Москве вспыхнул Соляной бунт. Разъяренная толпа громила и грабила “многие боярские дворы и окольничьих, и дворянские, и гостиные”. Были убиты многие приказные люди, а царский родственник и воспитатель Борис Иванович Морозов чудом избежал расправы, царь со слезами на глазах просил народ пощадить его”

Вопрос класс у: Что же послужило причиной столь драматичных событий? Чем так провинились приказные люди во главе с Морозовым?

Ответ: Причиной Соляного бунта было повышение налога на соль.

Учитель: Но повышение этого налога привело к сокращению поступлений в казну. Б.И.Морозов не учел особенность этого налога. Дело в том, что налог на покупку какого-либо товара – это косвенный налог. Уплаты такого налога можно вполне законно избежать. Мы подошли к вопросу о видах налогов. Все налоги можно разделить на две большие группы (демонстрация слайда 5 ) – прямые и косвенные.

Чем же отличаются налоги прямые от косвенных?

Прямые налоги взимаются с доходов и имуществ непосредственно с лиц, обязанных их выплачивать. Окончательный плательщик тот, кто получает доход, владеет имуществом и т.д. Например, получая зарплату или прибыль, человек платит соответственно подоходный налог или налог на прибыль. Прямые налоги обычно платят все граждане.

Косвенные налоги – это налоги на товары или виды деятельности. Окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, но вносит их в казну не он, а продавец товара или услуги. Косвенным налогом будет налог на добавленную стоимость, введенный с 1992 года. Например, покупая книгу, мы уплачиваем 18% от ее стоимости продавцу товара, но он обязан вернуть эту сумму в казну в качестве налога. Косвенные налоги платят не все, а лишь потребители конкретного товара или услуги. И если мы не потребляем этот товар или не пользуемся услугой, не ведем какую-либо деятельность, то мы вполне законно избежим уплаты этого налога.

Разделение налогов на прямые и косвенные появилось уже в древности. Взгляните на список “Основных видов налогов в Римской империи” (упражнение 2 ). (Приложение 2 ). Только основных налогов у римлян было больше 40, а всего их было больше 170. В этом списке у вас подчеркнуто по 2 налога – 1 прямой и 1 косвенный. Попробуйте определить, какой налог прямой, какой – косвенный.

Выслушиваются ответы учащихся.

Учитель: В современной России налогов значительно меньше, чем в Риме, за прошедшие годы становления налоговой системы количество федеральных налогов снижено с 52 до 15. Правда, существуют еще налоги региональные и местные, но тоже немного и они в основном косвенные, то есть касаются не всех. То есть, мы видим, что есть еще одна классификация налогов (демонстрация слайда 6) . Налоги делятся на федеральные, которые идут в государственный бюджет региональные, которые поступают в бюджеты регионов (например, Смоленской области) и местные – в бюджеты городов и районов (например, в бюджет города Ярцево).

По ходу определения функций налогов идет демонстрация слайда 7.

Учитель: В современном мире, граждане ни в одной стране не требуют полной отмены налогов, они осознают, что налоги платить нужно. Это понимают даже дети. Обратите внимание, что думают о налогах младшие школьники. (Демонстрация слайда 8)

Перед вами отрывки из детских сочинений. (Читаем тексты на слайде). Куда же должны направляться налоги по мнению детей? (Выслушиваются ответы ).

Итак, мы подошли к финалу нашего урока. Что же вы сегодня узнали? (Выслушиваются ответы )

Составили ли вы свое мнение о налогах? (Выслушиваются ответы )

Учащимся предлагается выразить свое отношение к налогам при помощи жетонов, которые находятся на столах. (Демонстрация слайда 9 )

Красный жетон: Налоги нужно платить всегда, так как это соблюдение законов государства.

Белый жетон: Нужно платить только справедливые с нашей точки зрения налоги, а от тех, которые нам не нравятся, можно уклониться.

Синий жетон : Налоги вообще не нужно платить, так как любой налог – это грабеж.

Подводятся итоги работы групп.

Домашнее задание: § 28 (учебник “Экономика”, И.В. Липсиц), синквейн на тему “Налоги”. (Примеры синквейнов, составленных учащимися на слайде 10) .

Тема 2. 3 Налоги и их функции. План. 1. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВ, СБОРОВ. ФУНКЦИИ НАЛОГОВ. 2. ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. 3. КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ. 4. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. 5. СТРУКТУРА НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ.

Ст. 8 Налог – обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физ. лиц, в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налог, как экономическая категория - императивные денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд без предоставления субъекту налога какого – либо эквивалента.

Ст. 8 Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физ. лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу решений. (лицензий)

Действие НКРФ распространяется на: Введение налогов и сборов Взимание налогов и сборов Устранение налогов и сборов

Виды налогов федеральные Название НДС Акцизы НДФЛ НДПИ Налог на прибыль организации Водный налог Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических рессурсов Гос. пошлина Устанавлив Обязательны к аются уплате НКРФ На всей территории РФ При установлении соответствую щие органы власти выделяют:

региональные Местные Налог на имущество организации Налог на игорный бизнес Транспортный налог НКРФ и законы субъектов РФ Земельный налог НКРФ, Налог на имущество нормативн физ. лиц ые правовые акты представи тельных органов муниципа льных образован ий о налогах На территории соответству ющих субъектов РФ На территории соответству ющих муниципальн ых образований Налоговые ставки, порядок и сроки уплаты, льготы.

Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НКРФ. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогах и сборах

Система налогообложения для с/х товаропроизводителей Упрощенная система налогообложения Специальные налоговые режимы Система налогообложения в виде единого налога на вмененные доход для отдельных видов деятельности Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

В зависимости от механизма уплаты налоги подразделяют на: прямые Взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика. (20%) налог на прибыль, налог на имущество физ. лиц косвенные Взимаются в процессе движения доходов и оборота товаров и услуг. Владелец товара или услуг включает налог в цену (тариф), который оплачивает потребитель и перечисляет ее государству. (ндс, акцизы, налог на доходы физ. лиц)

С физ. лиц В зависимости от вида плательщика С юридических лиц смешанные НДФЛ, налог на имущество физ. лиц. Налог на имущество организации, налог на игорный бизнес Земельный, транспортный налоги

Как экономическая категория налог обладает следующими признаками: Обязательность(императивность) Индивидуальная безвозмездность Денежная форма Смена собственника Законность платежа Уплата в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований

Функции налога 1. Фискальная – основная функция налога, с ее помощью формируется финансовые ресурсы государства в виде денежного фонда для создания условий функционирования государства и выполнения им своих функций и задач.

Регулирующая функция – налоги активно участвуя в пере распределительном процессе оказывают серьезное влияние на воспроизводство стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя направление капитала. Стимулирующая функция – реализуется через льготы и преференции одной категории налогоплательщиков перед другой.

Распределительная функция – позволяют распределить налоги и сборы между уровнями бюджетной системы, отраслями экономики и социальными слоями населения. Контрольная функция – позволяет осуществлять контроль за полным и своевременным поступлением налогов в бюджет как в целом так и по каждому виду налога

Элементы налогообложения: 1. Объект налогообложения(ст. 38): Реализация товаров доход имущество расход прибыль Иное обстоятельство, имеющее стоимо количественную и физическую характер

2. Налоговая база Стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения Налоговая база федеральный устанавли вает Региональные и местные НКРФ Налоговая ставка Законы субъектов РФ, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных

Налоговая база Региональные и местные федеральный НКРФ устанавли вает НКРФ Законы субъектов РФ, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований. Налоговая ставка

4. Налоговый период Календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется база и сумма налога к уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

условие определение Организация была создана после начала календарного года Первый для нее налоговый период времени со дня создания до конца данного года. День создания организации- день ее государственной регистрации. Организация создана с 01 -31 декабря Первый для нее налоговый период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания Организация ликвидирована(реорганизована) до конца календарного года Последний для нее налоговым периодом является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации(реорганизации). Организация создана после начала года Налоговый период – период времени (1 января) и ликвидирована до конца со дня создания до дня ликвидации. года(31 декабря) Организация создана в период с 1 декабря по 31 декабря текущего года и ликвидирована до конца календарного года, следующим за годом создания С дня создания до дня ликвидации

Предусмотренные правила не применяются в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций. Правила не применяются в отношении тех налогов, по которым налоговый период устанавливается как календарный месяц или квартал

5. Налоговые льготы Предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включающих возможность не уплачивать налогов или сборов либо уплачивать их в меньшем размере.

Льготы устанавливаются: По федеральным налогам НКРФ По региональным и местным налогам НКРФ, законы и нормативные правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований

Нормы законодательства определяют основания, порядок и условия применения льгот не могут носить индивидуальный характер Плательщики в праве отказаться от использования льготы, либо приостановить ее использование на один или несколько периодов. Льготы – не обязательный элемент налогообложения

Налог считается установленным когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения (ст. 17): Объект налогообложения Налоговая база Налоговый период Налоговая ставка Порядок исчисления налога Порядок и сроки уплаты налога

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут так же предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. При установлении сбора определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Порядок и сроки уплаты Сроки уплаты устанавливаются применительно по каждому налогу и сбору, изменение срока допускается только НКРФ При уплате налога (сбора) с нарушением срока пени определяются: q. Календарной датой q. Истечением периода времени (год, квартал, месяц) q. Указанием на событие, которое должно произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

Если расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность при уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления Уплата налога производится: q. Разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке по НКРФ q. В установленные сроки q. В наличной и безналичной форме q. При отсутствии банка – в кассу органа местной администрации или через организацию федеральной почтовой связи(для физ. лиц)

Конкретный порядок уплаты устанавливается: Для федеральных налогов НКРФ Для региональных и местный НКРФ, нормативными правовыми актами муниципальных образований и законами субъекта РФ в соответствии с НКРФ

Может предусматриваться уплата в течении налогового периода предварительных платежей по налогам, которые называются авансовыми платежами. В случае уплаты авансовых платежей в более поздние сроки начисляются пени.

Главная > Документ
  1. Учебно-методический комплекс Специальность: 080107 Налоги и налогообложение Москва 2009 (1)

    Учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс «Организация и методика налоговых проверок» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Примерной программой по дисциплине

  2. Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «налоги и налогообложение» по специальности 060400 «Финансы и кредит» новосибирск 2001

    Учебно-методический комплекс

    Дисциплина «Налоги и налогообложение» играет важную роль в формировании знаний, необходимых для работников практически всех сфер деятельности. Знание основ налогообложения необходимо как работникам производственных предприятий, финансово-кредитных

  3. Программы профессиональной переподготовки государственных служащих, планируемые для реализации в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, ее филиалах и в подведомственных рагс образовательных

    Документ

    дополнительного профессионального образования (профессиональная переподготовка и повышение квалификации) государственных служащих, планируемых для реализации в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации,

  4. Российской Федерации «Об образовании» (3)

    Закон

    1. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

  5. Российской Федерации Российская правовая академия Налоговое право России учебник (1)

    Учебник

    О. Н. Горбунова - доктор юридических наук, профессор, заведую­щая кафедрой финансового права и правовых основ бухгалтерского учета Московской государственной юридической академии;

9.1. Сущность и виды налогов

9.2. Налоговая система

9.1 Сущность и виды налогов

Налоговая система - важная составляющая системы государственных финансов, хотя и не выделяется в их отдельное звено. Она играет ведущую роль в формировании государственных доходов, чувствительно влияя на доходы юридических и физических лиц. При этом налоговую систему можно рассматривать в широком и узком понимании. В широком понимании она охватывает все обязательные платежи, с помощью которых осуществляется перераспределение доходов в пользу государства и которые концентрируются в бюджете и фондах целевого назначения. В узком понимании это совокупность только налогов как особой формы мобилизации доходов бюджета.

Налоги представляют собой обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет.

В финансовой терминологии употребляются пять типов, которые отображают платежи государству, - плата, отчисление и взносы, налог, сбор. Несмотря на определенные особенности, эти платежи характеризуются общими признаками, которые дают возможность объединять их в одну группу как налоги и обязательные платежи налогового характера.

Плата (отвечает на вопрос «за что?») предусматривает определенную эквивалентность отношений плательщика с государством (плата за воду, плата за заготовку дерева и т.п.). Размер платы зависит от количества ресурсов, которые используются, а поступление платы именно государству определяется государственной собственностью на эти ресурсы. Если государство потеряет право собственности на них, то оно потеряет и эти доходы. По экономическому содержанию плата не является налогом, так как не отображает перераспределения доходов.

Отчисление и взносы (отвечают на вопрос «на что?», «от чего?») предусматривают целевое назначение платежей. Оно может быть только частичным (отчисление), т.е. установленным согласно экономическому содержанию платежей, или полным (взносы), когда расходование средств в полном объеме осуществляется только по целевому назначению. Например, частичное целевое назначение имеют отчисление на геологоразведочные обороты.

Налоги (отвечают на вопрос «для чего?») устанавливаются для содержания государственных структур и для финансового обеспечения выполнения ими функций государства - управленческой, оборонительной, социальной и экономической.

Налог -это плата общества за выполнение государством функций, это отчисление части стоимости валового внутреннего продукта (ВВП) на общегосударственные нужды, без удовлетворения которых современное общество существовать не может.

Особой формой налоговых платежей являются сборы. В отличие от налогов, которые имеют характер регулярных поступлений, сборы являются платежами разового, случайного и незначительного по размерам характера, которые собираются по месту события (например, рыночный сбор).

Функции налогов как финансовой категории вытекают из функций финансов. Финансы вообще выполняют две функции - распределительную и контрольную. Налоги непосредственно связаны с распределительной функцией в части перераспределения стоимости созданного ВВП между государством и юридическими и физическими лицами. Они являются методом централизации ВВП в бюджете на общегосударственные нужды, выполняя, таким образом, фискальную функцию.

Фискальная функция является основной в характеристике сущности налогов, она определяет их общественное назначение. Учитывая эту функцию государство должно получать не только достаточно налогов, но и стабильно. Налоговые поступления должны быть постоянными, стабильными и равномерно распределяться по регионам.

Постоянность означает, что налоги должны поступать в бюджет не в виде разовых платежей с неопределенными сроками, а равномерно на протяжении бюджетного года в четко установленные сроки. Поскольку назначение налогов состоит в обеспечении расходов государства, то сроки их уплаты должны быть согласованы со сроками финансирования расходов бюджета.

Стабильность поступлений определяется высоким уровнем гарантий того, что предусмотренные Законом о бюджете на текущий год доходы будут получены в полном объеме. Не имеет смысла устанавливать такие налоги, которые необходимых гарантий не дают, так как в таком случае неопределенной становится вся финансовая деятельность государства.

Равномерность распределения налогов по территории необходима для обеспечения достаточными доходами всех звеньев бюджетной системы. Без этого возникает потребность в значительном перераспределении средств между бюджетами, что уменьшает уровень автономности каждого бюджета, степень регионального самоуправления и самофинансирования.

Налоги, как уже отмечалось, отображают движение стоимости от юридических и физических лиц к государству. Их уплата приводит к уменьшению доходов плательщика. Причем объективно каждый плательщик заинтересован уплатить по возможности меньшую сумму, которая может достигаться как за счет уменьшения объемов объекта налогообложения, так и выбора льготных относительно налогообложения условий деятельности. Итак, в сущности каждого налога заложенная регулирующая функция. Она, как и фискальная функция, характеризует общественное назначение налогов. Сущность регулирующей функции состоит во влиянии налогов на разные стороны деятельности их плательщиков.

Поскольку регулирующая функция налогов является объективным явлением, то влияние налогов происходит независимо от воли государства, которое их устанавливает. Вместе с тем государство может сознательно использовать их с целью регулирования определенных пропорций в социально-экономической жизни общества. Но такая целенаправленная налоговая политика возможная только благодаря объективно присущей налогам регулирующей функции.

Использование налогов как финансовых регуляторов - очень сложное и тонкое дело. Здесь не может быть главного и второстепенного - все главное. Иногда незначительные детали в налогообложении могут коренным образом изменить сущность влияния налога: сделать его прямо противоположным относительно предвиденного.

Элементы системы налогообложения. Взыскание налогов основывается на выделении таких элементов системы налогообложения: субъект и носитель налога, объект и единица налогообложения, источник уплаты, налоговая ставка и квота.Субъект, илиплательщик (последний термин наиболее часто употребляется) налога - это и физическое или юридическое лицо, которое непосредственно его платит. Налоговая работа начинается именно с установления плательщиков, так как налоговая служба государства должна четко знать, кто именно вносит тот или другой налог в бюджет, кто отвечает за обязательство перед государством.Объект налогообложения указывает на то,что именно облагается тем или другим налогом. Это второй за очередностью элемент налогообложения, так как, определив плательщика, необходимо установить,что именно у него облагается налогами. Нормальная налоговая работа возможна только в случае четко определенного объекта налогообложения. Объект налогообложения должны быть стабильным, подвергаться четкому учету, непосредственно касаться плательщика, отображать именно его (а не посторонних юридических или физических лиц) влияние на данный объект.

Единица налогообложения - это единица измерения (физического или денежного) объекта налогообложения. Физическое измерение довольно точно отображает объект налогообложения. Например, оценивание земельного участка при налогообложении проводится в гектарах, сотых гектарах, квадратных метрах и т.п. Чем больше размеры объекта налогообложения, тем больше единица измерения. Денежное измерение может быть непосредственным - при оценке доходов, и опосредствованным - при оценке того же земельного участка (по рыночной или нормативной цене), имущества и др.

Источник уплаты налога - это доход плательщика, из которого он платит налог. Источник уплаты может быть непосредственно связанный с объектом налогообложения (когда облагается налогами сам доход или имущество, которое приносит доход), а может и не касаться объекта налогообложения (например, налоги на имущество и землю, которые находятся в личном пользовании и не приносят дохода их владельцам).Налоговая ставка - это законодательно установленный размер налога на единицу налогообложения. Существуют два подхода к установлению налоговых ставок: универсальный и дифференцированный. При универсальном подходе устанавливается единая для всех плательщиков ставка, при дифференцированном - несколько. Дифференциация ставок может происходить в двух направлениях. Первый - согласно плательщикам, когда для большинства плательщиков выделяется основная ставка, а также сниженные и повышенные ставки для отдельных плательщиков. Второй - согласно разным характеристикам и оценкам объекта налогообложения. Установление ставок налогов может базироваться на эмпирическом методе и экономико-математическом моделировании.

Сущность эмпирического метода, который ориентируется большей частью на фискальную функцию налогов, состоит в определении ставок на базе существующего опыта налогообложения с учетом обеспеченности расходов государства и влияния каждого налога на финансовые ресурсы и денежные доходы, и расходы плательщиков. Сущностьметода экономико-математического моделирования заключается в разработке математической модели, которая учитывает все интересы государства и плательщика и определяющие (большей частью именно определяющие, так как все учесть практически невозможно) факторы, которые действуют в сфере взыскания того или другого налога. Кроме двух названных научных методов, в налоговой практике используется также сугубоинтуитивный подход к ставкам. Он базируется на пожеланиях тех, кто эти ставки разрабатывает и утверждает.

По построению налоговые ставки делятся на твердые и процентные.

Твердые ставки устанавливаются в денежном выражении на единицу налогообложения в натуральном исчислении. Они могут быть двух видов:фиксированные - установленные в конкретных суммах,относительные - определенные относительно определенной величины (например, в процентах к минимальной заработной плате).

Процентные ставки устанавливаются только относительно объекта налогообложения, который имеет денежное выражение (ведь сумма налога имеет только денежное выражение, за исключением натуральных налогов). Они делятся на три вида: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Пропорциональные - это единые ставки, которые не зависят от размера объекта налогообложения. Они упрощают налоговую работу, а также в наибольшей степени отвечают принципу равенства плательщиков.

Прогрессивные - это такие ставки, размер которых возрастает по мере увеличения объемов объекта налогообложения.Регрессивные ставки, в отличие от прогрессивных, уменьшаются по мере роста объекта налогообложения.Налоговая квота - это доля налога в доходе плательщика. Она может быть определена в абсолютном размере и в относительном выражении. Значение налоговой квоты заключается в том, что она характеризует уровень налогообложения. С точки зрения социальной справедливости механизм налогообложения обязательно должен включать налоговую квоту.

По форме налогообложения все налоги делятся на две группы: прямые и косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно относительно плательщиков и платятся за счет их доходов, а сумма налога непосредственно зависит от размеров объекта налогообложения. Косвенные налоги устанавливаются в ценах товаров и услуг и платятся за счет ценовой надбавки, а их размер для отдельного плательщика прямо не зависит от его доходов.

По экономическому содержанию объекта налогообложения налоги делятся на три группы: налоги на доходы, потребление и имущество.Налоги на доходы взимаются с доходов физических и юридических лиц. Непосредственными объектами налогообложения являются заработная плата и другие доходы граждан, прибыль или валовой доход предприятий.Налоги на потребление платятся не при получении доходов, а при их использовании. Они взыскиваются в форме косвенных налогов.Налоги на имущество устанавливаются относительно движимого или недвижимого имущества;В зависимости от уровня государственных структур, которые устанавливают налоги, они делятся на общегосударственные и местные.

Общегосударственные налоги устанавливают вышестоящие органы власти. их взыскание является обязательным на всей территории страны независимо от того, в какой бюджет (национальный или местный) они зачисляются. Согласно их распределению между звеньями бюджетной системы общегосударственные налоги делятся на три группы: доходы Национального бюджета, доходы местных бюджетов и доходы, которые распределяются в определенных пропорциях между Национальным и местными бюджетами. Распределение налогов между звеньями бюджетной системы может иметь постоянный нормативный характер, заведомо установленный законодательными актами, а может происходить в форме бюджетного регулирования, когда отчисление в местные бюджеты осуществляются по ежегодным дифференцированным нормативам в зависимости от потребностей того или другого местного бюджета.

Местные налоги устанавливаются местными органами власти и управление.

За способом взыскания различают два вида налогов - раскладные и окладные.Раскладные налоги сначала устанавливаются в общей сумме согласно нуждам государства в доходах, потом эту сумму раскладывают на отдельные части по территориальным единицам, а на низовом уровне - между плательщиками. Это исторически первая форма взыскания налогов.Окладные налоги предусматривают установление сначала ставок, а затем и размера налога для каждого плательщика отдельно. Общая величина налога формируется как сумма платежей отдельных плательщиков.