Что сейчас находится в здании ассигнационного банка. Ассигнационный банк


Ассигнационный банк

Из истории Банка России

На протяжении почти всего ХVIII в. Российская империя вела многочисленные военные кампании, которые требовали значительных расходов. Обычно для этих целей использовались серебряные деньги, ценившиеся на европейских рынках и являвшиеся средством международных расчетов. Однако российская казна испытывала постоянный дефицит серебра. Интенсивный выпуск медных денег в период правления императрицы Елизаветы Петровны не смог удовлетворить запросы государства и насытить казну серебром. Поэтому генерал-прокурор Сената Я.П. Шаховской предложил правительству вариант, связанный с хождением бумажных денег ? цидул (искаженное от немецкого Zettel ? названия бумажных денег, обращавшихся в южных областях Германии).

Когда к власти пришла императрица Екатерина II, принятое еще в 1762 г. решение об учреждении Государственного банка, который по образцу Банка Англии имел бы право выпуска банковских билетов, было отложено на несколько лет. Но разгоравшаяся русско-турецкая война и хронический дефицит государственного бюджета вновь пробудили интерес к идее выпуска бумажных денег. В 1768 г. императрице была подана записка, обосновывавшая выгоды хождения бумажных денег. Автором ее был граф К.Е. Сиверс ? гофмаршал и действительный камергер при дворе.?

В записке К.Е. Сиверса оговаривались меры, которые могли быть приняты для ускорения и облегчения денежного обращения и тем самым для лучшего развития торговли. Специально созданный банк должен был выпускать цеттели ? ассигнации, которые могли свободно обмениваться на звонкую монету и приниматься как законное платежное средство.

29 декабря 1768 г. был обнародован манифест об учреждении в Санкт-Петербурге и Москве государственных банков для обмена ассигнаций. Причиной введения бумажных денег объявлялась тягость медной монеты, затруднявшая ее обращение. Однако подлинную причину введения государственных ассигнаций еще до открытия банков назвал князь А.А. Вяземский: они, по его мнению, должны были покрыть расходы, связанные с русско-турецкой войной.

В манифесте говорилось, что ассигнации имеют хождение наравне с монетой и являющимся людям с теми ассигнациями выдавать за оные денег, сколько надлежит, немедленно. Было установлено, что выпуск бумажных денег не должен превышать наличную сумму звонкой монеты, находящейся в банке. Изначальный капитал Ассигнационного банка составлял 1 млн. руб. медных денег ? по 0,5 млн. руб. Петербургской и Московской конторам, ? которые было рекомендовано взять из сумм упраздненного Медного банка. Этот металлический фонд полностью обеспечивал эмиссию бумажных денег, лимит которой был определен в 1 млн. рублей.

Вместо пяти номиналов, которые были предусмотрены указом Петра III от 25 мая 1762 г. о выпуске банковских нот, Екатерина II оставила только четыре ? 25; 50; 75 и 100 рублей. Вскоре их осталось три из-за непреодолимого соблазна для грамотеев переправлять на совершенно одинаковых белых бумажках двойку на семерку (1) . Казне пришлось выкупить все 75-рублевые ассигнации и отменить их.

Петербургская контора Ассигнационного банка получила для проведения операций 364 525 руб. ассигнациями и 17 461 100 руб. монетой; Московская ? 192 549 и 8 763 550 руб. соответственно. Банковский переулок, расположенный в районе Мясницкой улицы, до сих пор напоминает о деятельности Московской конторы, хотя самого ее здания уже не существует. А Банковский мост в Петербурге, украшенный грифонами с позолоченными крыльями, ? напоминание о деятельности Ассигнационного банка в новой столице.

Управление Ассигнационным банком было иным, чем в дворянских банках. Конторами Ассигнационного банка в Петербурге и Москве руководило общее для них правление, в то время как Московский и Петербургский дворянские банки были на равных правах подотчетны Сенату. Правление Ассигнационного банка находилось в Петербурге в собственном доме по Екатерининскому каналу. Столичными конторами руководили директора и их товарищи (заместители).?

Впоследствии число учреждений Ассигнационного банка возросло. Променные конторы открылись в 1772 г. в Ярославле, в 1773 г. ? в Смоленске и Устюге, Астрахани, Нижнем Новгороде и Вышнем Волочке, в 1776 г. ? в Тобольске, в 1779 г. ? в Иркутске, в 1781 г. ? во Пскове, Новгороде, Твери, Нежине, Киеве, Курске, Харькове, Тамбове, Орле и Туле; в 1782 г. ? в Казани, Архангельске, Херсоне, Риге и Ревеле (Таллине). Однако многие из них функционировали плохо, и поэтому в 1788 г. пришлось упразднить ряд контор. К 1818 г. оставалось только 6 контор Ассигнационного банка ? в Архангельске, Вышнем Волочке, Рыбинске, Одессе, Таганроге и Феодосии.

Все конторы состояли в ведении Правления банка, но возглавлялись губернаторами, которые должны были раз в месяц осматривать денежную и ассигнационную наличность конторы. Каждый служащий Ассигнационного банка давал клятвенное обещание верно и честно служить императрице и во всем повиноваться, не щадя живота своего, до последней капли крови (2) . Эта клятва практически без изменений просуществовала более столетия ? ее давали потом служащие Государственного банка, учрежденного в 1860 году.

Должности директоров и их товарищей в конторах Ассигнационного банка занимали исключительно дворяне. К дворянскому сословию принадлежали также все высококвалифицированные специалисты.?

Штаты банка сегодня покажутся весьма скромными, однако в XVIII в. такое количество сотрудников было оптимальным для его функционирования. Правление Ассигнационного банка состояло из 14 человек; в Петербургской конторе работали 28 человек, в Московской ? 29. На содержание Правления, включая конторские и канцелярские расходы, казна ежегодно выделяла 10 690 руб., а на конторы в Москве и Петербурге ? 7215 и 7145 руб. соответственно. Это были небольшие затраты, если учесть, что Ассигнационный банк имел в России исключительное право эмиссии бумажных денег.

Выпуск ассигнаций стал очень прибыльным делом. Себестоимость их была мизерной по сравнению с серебряной и медной монетой. Автор проекта введения цеттелей граф К.Е. Сиверс не упустил и личную выгоду. Ассигнационная бумага изготавливалась на принадлежавшей ему Красносельской бумажной фабрике. С 1 марта по 8 декабря 1772 г. на ней было изготовлено 93,6 тыс. ассигнационных листов, а в 1775 г. ? 48,0 тыс. ассигнационных листов. За эту бумагу, на которой печатным станом прокатывались крупные номиналы, Сенат платил по две копейки за лист. Подлинность бумажных денег удостоверялась подписями сенаторов, ставившимися на купюрах, и лишь с 1787 г. ? подписями чиновников банка.

С 1769 г. по 1773 г. Петербургская контора Ассигнационного банка получила ассигнаций на 10 753 975 руб., и вся эта сумма была запущена в оборот. Новые деньги, обменивавшиеся лишь на медную монету (что было узаконено указом от 22 января 1770 г.) настойчиво вводились в обращение. Двадцатую долю налога следовало вносить бумажными деньгами (на каждые 500 руб. казенных сборов вносилось неотменно 25 рублей ассигнациями). Но даже здесь проявлялось сословное начало. Екатерина II считала, что ассигнации для того и выпускаются крупным номиналом, чтобы не доходили до крестьян. Хотя императрица обязалась не брать деньги из банков, выпуск бумажных денежных знаков неуклонно рос. В променных конторах скапливалась не монета, а ассигнации, предназначавшиеся для внутреннего потребления и не уходившие за границу.

В сложившейся ситуации императрица повелела губернаторам тех городов, где находились банковские конторы, отсылать в них столько медной монеты, сколько в них находится ассигнаций. Эту монету предполагалось брать из всякого рода государственных сборов и доходов. Но на практике указ выполнялся не везде. В 1774 г. поступила жалоба астраханского губернатора князя Г.А. Потемкина на нехватку в конторе медной монеты. Ассигнаций было отпущено сполна, а монеты ? только на 80 тыс. рублей. Отказать генерал-аншефу и любимцу императрицы было нельзя ? в именном указе от 9 марта 1777 г. предписывалось послать в контору недостающей медной монеты на 120 тыс. рублей. Однако из-за нехватки монеты исполнение просьбы затянулось.?

В 1776 г. Екатерина II вновь приказала снабдить Ассигнационный банк медной монетой на 1 млн. рублей. Директору Петербургской конторы князю А.А. Вяземскому было указано взять эту сумму из капитала контор Дворянского банка. Однако раздобыть столько монеты было непросто, и в 1776 г. велели отпустить монетой только 500 тыс. руб., а вторую половину суммы ? в следующем году.?

Сохранившиеся балансы Ассигнационного банка в 1770-е гг. показывают, что в действительности конторы банка имели достаточные запасы медной, серебряной и золотой монеты, но серебряную и золотую монету государство использовало главным образом для оплаты внешних расходов и займов. Так, в конце 1774 г. в Петербургской конторе находилось на 366 850 руб. ассигнаций и на 13 481 550 руб. монеты. В Московской конторе в конце 1775 г. было 331 325 руб. ассигнациями и 5 872 075 руб. монетой.

Пассив Ассигнационного банка состоял из сумм, полученных от Правления, а также из вкладов частных лиц. Петербургской конторе прием вкладов был разрешен указом от 18 ноября 1771 г. (на основании положений о приеме вкладов в дворянских банках) с уплатой по ним 5% годовых.?

Актив банка состоял из следующих статей: уничтожение ветхих ассигнаций, отпуск ассигнаций в казенные места, банковые конторы, коллегии, а также кабинету Екатерины II, Главному кригскомиссариату и другим ? исключительно государственным ? учреждениям. Петербургская контора отпускала ассигнации квартировавшим в столице гвардейским полкам.

Помимо дефицита медной монеты, перед Ассигнационным банком стояла и другая проблема ? постепенно увеличивающееся количество ветхих ассигнаций, которые приходилось изымать из обращения. В начале 1770-х гг. появились и первые подделки ассигнаций номиналом 25 рублей. Кроме того, стояла задача надежной пересылки денег и борьбы с их пропажей в пути. Доставка денег в разные районы империи производилась под воинским конвоем через почты, эстафеты и конторы. В 1777 г. директор Санкт-Петербургского почтамта предложил для удобства пользоваться специальными переводными билетами, от правительства узаконяемыми. Он писал: Купец здешний 5 тыс. рублев имеет платить в Москве или Ярославле тамошнему купцу, то, взяв из здешнего банка переводной билет на оную сумму, отправить может к своему корреспонденту для получения по оному платежа из банка того места, за которую выгодность, способность и безопасность никто не отречется по полупроценту платить (3) .

Предложение директора почтамта рассматривалось в Сенате, результатом чего явился указ от 1 декабря 1777 г. о введении переводных билетов. Но уже 13 февраля 1778 г. он был отменен. Данное начинание не могло быть воплощено в условиях России с ее большими расстояниями и малой сетью банковских филиалов. 4 октября 1787 г. Сенат издал новый указ, согласно которому денежные суммы должны были пересылаться векселями. Однако на практике он выполнялся не всегда.

Между тем казна остро нуждалась в деньгах на покрытие бюджетного дефицита. Выход был предложен в записке главного директора Ассигнационного банка графа А.П. Шувалова, рассматривавшейся комиссией Сената 15 июня 1786 года. В ней обосновывались выгоды, связанные с выпуском новых ассигнаций, не обеспеченных металлическим покрытием. Эта мера значительно увеличивала средства казны. По подсчетам комиссии, план А.П. Шувалова должен был принести правительству 18,3 млн. рублей. Их планировали использовать на погашение внутригосударственных долгов, на пополнение резервного фонда на случай военных действий, а также на покрытие долга по устройству дороги между Москвой и Санкт-Петербургом. В распоряжении кабинета Екатерины II оставалось 4 млн. рублей.

А.А. Вяземский считал, что эмиссия ассигнаций без увеличения металлического покрытия приведет к повышению цен на товары и обеднению крестьянства, не улучшив при этом положения помещиков-дворян. Однако правительственная комиссия, рассмотревшая план А.П. Шувалова, утверждала, что увеличение количества ассигнаций в обращении будет способствовать увеличению капитала и развитию кредита. Время опровергло эти доводы ? новый Ассигнационный банк стал банком инфляционных бумажных денег.

Предложенный А.П. Шуваловым проект переустройства Ассигнационного банка получил одобрение императрицы. Новый устав Ассигнационного банка был утвержден в декабре 1786 года. Согласно ему два эмиссионных банка ? Петербургская и Московская конторы ? были преобразованы в единый Государственный ассигнационный банк с наделением его большими правами. Он мог эмитировать ассигнации на сумму до 100 млн. руб., но с учетом уже обращающихся бумажных денег. Новый Ассигнационный банк, помимо эмиссии бумажных денег и приема вкладов, мог осуществлять и другие операции: учитывать векселя из 0,5% в месяц, заниматься куплей-продажей меди (в том числе и продавать ее за границу), а также покупкой золота и серебра, чеканить на Монетном дворе в Петербурге золотую и серебряную монету (4) . Банк принимал вклады под более низкий, чем прежде, процент ? 4,5% годовых.?

Отныне к деятельности Ассигнационного банка были допущены купцы. Директора столичных контор наблюдали за производимыми операциями и имели право подписывать ассигнации, что прежде дозволялось только сенаторам.

Главным оставалось правление в Петербурге, состав которого был расширен до 10 человек. Каждый из советников главного директора отвечал за определенную операцию ? по подряду и закупке меди, по деятельности Учетной (Экстной) конторы и др. Один из советников являлся заместителем главного директора. Он отвечал за исправность и скорое исполнение в делах правления. Ему поручалось также заведование операциями банка за границей.?

Эмиссионное право и право вести учет векселей делало Ассигнационный банк первым среди равных в ряду других государственных кредитных учреждений времен царствования Екатерины II.?

Одновременно с преобразованием банка в 1786 г. были утверждены новые образцы ассигнаций достоинством 100; 50; 25; 10 и 5 рублей. Впервые были выпущены ассигнации мелких номиналов ? 5 и 10 руб., предназначенные для широких слоев населения. Теперь уже императрица в своем манифесте декларировала выгоду народную вместо сословных ограничений. В отличие от ассигнаций крупных номиналов, печатавшихся на белой бумаге, пятирублевые прокатывались на синей бумаге, а десятирублевые ? на красной. Отныне данные цвета стали олицетворять бумажные деньги этого достоинства. Еще в начале XX в. пятирублевые российские банкноты имели синий фон, а десятирублевые ? красный.

Как было официально объявлено в 1789 г., мелкие ассигнации были выпущены на сумму 10 млн. руб. вместо уничтоженных на такую же сумму старых ассигнаций 100-рублевого достоинства. При этом десятирублевых ассигнаций было выпущено на 5 млн. руб. и на столько же ? пятирублевых.

С этого времени в России начался выпуск ассигнаций без увеличения металлического покрытия. Если до 1786 г. биржевой курс ассигнаций был ниже их нарицательной стоимости на 1-3 копейки и ассигнации свободно разменивались на монету, то во второй половине 1780-х гг. началось резкое понижение курса бумажных денег. К 1775 г. сумма выпущенных ассигнаций достигла 20 млн. руб., к 1787 г. в обороте имелось ассигнаций уже на 46 млн. руб., а к 1795 г. ? на 145,5 млн. рублей. Курс ассигнационного рубля на Петербургской бирже в 1794 г. упал до 68,5 серебряных копеек.

В 1792 г. А.А. Вяземский подал в отставку. Одной из причин этого, возможно, стало усиливающееся расстройство денежного обращения, вызванное проведением ряда осуждаемых им правительственных мер. В последующие три года правительство приняло меры по увеличению и стабилизации биржевого курса ассигнаций. Так, в 1796 г. ? в год смерти императрицы Екатерины II ? в обращении находилось ассигнаций на 157,7 млн. руб., а их биржевой курс сохранялся на уровне 79 серебряных копеек за бумажный рубль.?

В условиях острой нехватки государственных кредитных учреждений для кредитования купечества правительство учредило 18 октября 1797 г. Учетную контору на товары при Ассигнационном банке. Одновременно при нем была учреждена Страховая контора, где страховалось заложенное в банк имущество на случай пожара или покражи. По сути, в новых условиях была возрождена идея кабинета П.И. Шувалова середины XVIII в. о создании Государственного банка в виде отдельных банков для дворян и купечества.

Учреждение Учетной и Страховой контор при Ассигнационном банке, как и создание в 1754 г. Коммерческого портового банка, преследовало цель предоставления дешевого кредита российским купцам-экспортерам. Это должно было способствовать увеличению экспорта и активизации внешней торговли, а следовательно ? укреплению вексельного курса. С прекращением в 1770 г. деятельности петербургского Коммерческого портового банка в России не было ни одного крупного государственного органа, кредитовавшего торговлю, за исключением Астраханского коммерческого банка. Однако деятельность последнего ограничивалась преимущественно финансированием волжских купцов и не оказывала существенного влияния на развитие внешней торговли.

Учетная контора при Ассигнационном банке должна была выдавать ссуды купцам под векселя и под залог товаров отечественного производства на срок не более 9 месяцев. При выдаче подтоварных ссуд четко оговаривались номенклатура товаров, срок кредита (от 1 до 6 месяцев в зависимости от вида товара) и максимальный размер ссуды (от 9/16 до 3/4 стоимости товара). В 1806 г. учетные конторы были открыты в Москве и крупных портовых городах ? Астрахани, Одессе, Таганроге и Феодосии.

Из ведомости Московской учетной конторы Ассигнационного банка видно, что суммы купцами занимались разные ? от 4 до 80 тыс. руб., но в среднем ? порядка 10 тыс. рублей. В залог давались в основном кожа, металл и парусное полотно. Деятельность Учетной конторы в Москве распространялась на значительную часть европейской территории России.?

Наиболее сложной проблемой в деятельности учетных контор Ассигнационного банка оставался возврат выданных ссуд. Высшее российское чиновничество считало главную причину невозврата ссуд субъективной, а не объективной. Предполагалось, что в случае реорганизации кредитного учреждения, подбора честных чиновников и порядочных клиентов-купцов можно избежать злостных нарушений. При этом не учитывались объективно существующие российские экономические условия.?

Было решено создать новый банк для кредитования торговли и купечества, в уставе которого был бы учтен опыт европейских банков. В 1818 г. учетные конторы были слиты с образованным в этом же году Коммерческим банком. В ведении Ассигнационного банка остались лишь вопросы, связанные с обращением бумажных денег.?

На первом заседании Совета государственных кредитных установлений, открывшемся 22 февраля 1818 г., было определено, что денежные ресурсы Ассигнационного банка подразделяются на променную сумму и запасную сумму. Променная сумма, предназначенная для размена ветхих ассигнаций, составляла 6 млн. рублей. Она была распределена между конторами Ассигнационного банка в Москве и Санкт-Петербурге, а также променными конторами. Из запасной суммы пополнялся основной капитал. Кроме того, денежные средства из запасной суммы отсылались в государственные учреждения взамен получаемых от них ветхих ассигнаций.

В том же году по инициативе министра финансов графа Д.А. Гурьева была учреждена Экспедиция по заготовлению ассигнационных листов, более известная как Экспедиция заготовления государственных бумаг (по ее позднему названию). В ней был сосредоточен выпуск ассигнаций. Затем они поступали в Экспедицию приема и ревизии, после этого ? в Экспедицию подписания ассигнаций. Только после этой долгой процедуры подписанная ассигнация приходила в Ассигнационный банк, откуда распространялась между государственными учреждениями и частными лицами. Таким образом, Ассигнационный банк выступал преимущественно как распространитель ассигнаций ? по существу, принудительных облигаций внутреннего займа.

Год от года количество ассигнаций увеличивалось ? правительство пыталось покрыть дополнительными не обеспеченными металлическим фондом выпусками бумажных денег бюджетный дефицит. Однако эти меры не принесли ощутимого результата. В государственном бюджете на 1810 г. превышение расходов над доходами составило 105 млн. руб., а государственный долг достиг 577 млн. рублей. Известный реформатор М.М. Сперанский ? автор плана оздоровления финансовой системы страны, представленного императору Александру I в том же году, в качестве одного из преобразований предлагал изъять из обращения ассигнации. М.М. Сперанский назвал ассигнации государственным долгом и предложил организовать специальный фонд для их погашения, составленный из средств, полученных за счет распродажи государственного имущества в частную собственность. В разработанном им проекте О монетном обращении предусматривались введение кредитных билетов и их обмен на серебряные рубли. Этот обмен, по замыслу М.М. Сперанского, следовало проводить по общему курсу, то есть на основе равенства курсов металлических и бумажных денег (5) .

Частично планы финансовых преобразований М.М. Сперанского воплотились при министре финансов графе Е.Ф. Канкрине, который в 1839-1843 гг. провел в России денежную реформу. Вместо ассигнаций, а также выпущенных в 1840-1843 гг. билетов депозитной кассы и кредитных билетов Заемного банка и Сохранной казны были введены государственные кредитные билеты. Серебряный рубль был объявлен главной денежной единицей, а кредитный рубль допускался в качестве второстепенного денежного знака. На завершающем этапе денежной реформы 1839-1843 гг. на основании манифеста от 1 июня 1843 г. была проведена полная замена всех обращавшихся бумажных денежных знаков на государственные кредитные билеты (обменивались по паритету 3,5:1), подлежавшие свободному (1:1) размену на серебряные рубли. Ассигнационный банк был ликвидирован к началу 1848 года. Право эмиссии новых бумажных денег было передано Экспедиции кредитных билетов, просуществовавшей до 1860 г., когда все ее дела были переданы учрежденному в этом году Государственному банку.?

Таким образом, в истории Ассигнационного банка можно выделить три этапа. На первом этапе (1769-1786 гг.) он являлся почти исключительно эмиссионным и лишь в очень малой степени ? депозитным банком. На этом этапе эмиссии ассигнаций были полностью обеспечены металлическим фондом. Второй этап (1786-1818 гг.) характеризовался инфляционными эмиссиями бумажных денег. Наблюдались большая централизация в управлении банком, выполнение им большего круга операций, включая вкладную и ссудную операции, операцию по продаже меди и эмиссию металлических денег. На третьем этапе ? с 1818 г. по 1843 г. ? деятельность Ассигнационного банка сводилась главным образом к распространению ассигнаций. Из круга его операций был исключен кредит, а сама эмиссия денежных знаков производилась в специально созданном учреждении, состоявшем в ведении Министерства финансов.

Деятельность Ассигнационного банка на протяжении всего периода его существования следует признать достаточно эффективной, так как она в той или иной степени позволяла казне покрывать бюджетные дефициты. Таким образом, цель создания Ассигнационного банка была достигнута ? государство получило возможность в течение длительного времени расплачиваться за различные товары и услуги внутри страны денежными суррогатами, курс которых был заведомо более низким, чем курс серебряного рубля.

А.В. Бугров .

Очерки русской культуры ХVIII в. ? М., 1987. ? Ч. 2. ? С. 148.
2 РГАДА, ф. 248, оп. 47, д. 4075, л. 276.
3 РГАДА, ф. 248, оп. 47, д. 4075, л. 633 об. ? 634.
4 Юхт А.И. Русские деньги от Петра Великого до Александра I. ? М., 1994. ? С. 264.
5 См.: Чибиряев С.А. Великий русский реформатор: Жизнь, деятельность, политические взгляды М.М. Сперанского. ? М., 1989. ? С. 93-96; Сборник императорского русского исторического общества. ? СПб., 1885. ? Т. 45. ? С. 1-72, 192-201.?
?

Материал подготовлен Департаментом внешних и общественных связей Банка России

ПАМЯТНИКИ ПРАВА

МАНИФЕСТ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ В САНК-ПЕТЕРБУРГЕ И МОСКВЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ БАНКОВ ДЛЯ ОБМЕНА АССИГНАЦИЙ

29 декабря 1768 года был обнародован Манифест об учреждении в Санкт-Петербурге и Москве государственных банков для обмена ассигнаций. Причинами введения бумажных денег в Манифесте объявлялись: «Тягость медной монеты», затруднявшая ее обращение; сложность перемещения денег; необходимость создания банка, как и в Европе.

В Манифесте отмечалось, что ассигнации имеют хождение наравне с монетой и людям, предъявлявшим ассигнации, должны были немедленно выдаваться деньги в надлежащем количестве. Было установлено, что выпуск бумажных денег не должен превышать наличную сумму звонкой монеты, находящейся в банке. Изначальный капитал Ассигнационного банка составлял 1 млн руб. медных денег - по 0,5 млн руб. Петербургской и Московской конторам, - которые было рекомендовано взять из сумм упраздненного Медного банка. Этот металлический фонд полностью обеспечивал эмиссию бумажных денег, лимит которой был определен в 1 млн рублей.

Для облегчения обмена ассигнаций дополнительно были открыты банковские конторы в Ярославле (1772), в Смоленске, Устюге, Астрахани, Нижнем Новгороде и Вышнем Волочке (1773), и для каждой из них выпущено ассигнаций на 150-200 тысяч рублей; в 1776 году - в Тобольске с выпуском ассигнаций на 1 млн рублей; в 1779 году - в Иркутске с выпуском ассигнаций на 500 тысяч рублей; в 1781 году открыты конторы в Пскове, Новгороде, Твери, Нежине, Киеве, Курске, Харькове, Тамбове, Орле и Туле с выпуском ассигнаций на 200 тысяч рублей каждая; в 1782 году - в Казани (300 тысяч), Архангельске (200 тысяч), Херсоне (300 тысяч), Риге (200 тысяч) и Ревеле (100 тысяч). Несмотря на то, что указом 20 августа 1781 года предписывалось в губернских городах губернаторам, а в уездных - городничим свидетельствовать состояние сумм в банковских конторах и доносить главному правлению банков, деятельность контор была неуспешна, и в 1788 году 16 из них были закрыты.

В 1771 году Ассигнационным банкам дозволено принимать вклады от частных лиц из 5 % и раздавать их в ссуды в размере 10 000-25 000 каждая.

Учреждение Государственного ассигнационного банка

В 1786 году Ассигнационные банки переименованы в один Государственный ассигнационный банк, которому были даны следующие привилегии:

1. Закупать внутри государства медь и выпускать ее за границу.

2. Выписывать из-за границы золото и серебро в слитках и иностранной монете.

3. Завести в Санкт-Петербурге монетный двор и чеканить монету.

4. Производить учет векселей, удерживая не свыше 0,5 % в месяц, для чего при Ассигнационном банке учреждены учетные конторы по векселям.

В 1794 году выпуск ассигнаций распространён на присоединенные польские области и учреждены конторы в Вильне, Гродне, Ковне. Количество всех ассигнаций, выпущенных при Екатерине II, составило 157 млн рублей, а курс их не падал ниже 3 копеек на рубль. В последующие царствования количество ассигнаций продолжало возрастать, и к 1817 году, когда выпуск был окончательно прекращен, оно составило 836 млн рублей. Вместе с окончательным изъятием из обращения ассигнаций и заменой их согласно манифесту 1 июня 1843 года государственными кредитными билетами прекратил свое существование и Государственный ассигнационный банк.

208 ПАМЯТНИКИ ПРАВА УНИВЕРСИТЕТА

L-^ имэниО.Е. Кугафина(мпоа)

M Л H II4-F. СТЪ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ II. 1768

13.219.-Декабря 29. («) Млн и* ест*.-о угрежоеши в ъ Ca нктп cm ерйургп, и Мчск-шъ 1 "чп даjjcтвепных* Ьанковг д.гя ои.мп-itit а ссигнаиШ.

Въ толь обшнрпий Им пер 111, какова есть Pocciu, lie можно, кажется, довольно подать соособовь 1.1. обращен! ю девепь, отъ котораго много зависать благоденствие народа и цветущее систол nie торговли. Правда, что одно пространство зсае.11 Hunepiu Нашей есть уте ut toe препятегше совершенству toio обращено!: однако каждое благоразумное ппавлеше въ таковомъ случай обязано преодолевать, елико

(* UcWDIIb Фшр|.М I ДНЯ I7CÏ.

возложив, естественны л злтруднетя, м пещпей о cusib для блага общего предмет!. Мы, утверждаясь на та к ом ъ ислик.иии, н mi tuna себЬ въ долгь устронвать псе ьъ польз Ь врученной erb Ii* hü ¡l¿iM?. ржавы, старэллп входвть во act подробности сего flt.ia, и помышляли о ПинрлвлеНШ 011 а го, применяясь при томъ ii къ состоят вд Гос уда рстаа.

IÍO-IICjlBt.l\-b удостоверились Мм, что тягость ut двои попеты, одобряшцаа ел собственную ut,ну, отягощаеть ея жт, it обращен!«; во-вторых*, что дальний перевоз!, всякой нонеты млогвмь неудобиостяиъ подвержена; и

УНИВЕРСИТЕТА государственных банков для обмена ассигнаций

имени O.E. Кутнфина(МГЮА)

М А II II ФЕС ТЪ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ II. 1768

майовец* третче, у в ид tut Мы, что тмим Л teil, IltJOC гаток* in, томъ, ЧТО UtT» кщс »l PocciH, но прим I-J.y радныхъ i" прицепе Ii и чт. областей, "гаки x* учреждении; и ъ м Li: п, КОТОРАЯ Г|Ы Ч» IIН Л11 И Л л К"ЖЛЩЩ денсгъ обороти, II лопеиодСйы от всюду чипныхъ людей ваннта-.ид без* ua.itimi.iio за.чеддешн н согласно съ ПОЛЬЗОЮ.

К/Ксднеипын Ulli.: I 1. лвляетъ, ЕЗ1.II1 собрали плоды мнопя Гос\-д.1) гЬ, так* и нь Моске 1, взносили бы ||еотн1шю въ число каждых* ,1110 рублей Государствепвую ассигнации на "¿Л рублен.

Каждый нзъ частныхъ людей может* всегда, когда нохощетъ, обратить тЬ свои асснг-нлф» вь иалнчныя деньги, представя нзъ оных* Московскую въ Носко иском ъ ЬлнкТ.. а Санкт-петербурп кую в* Санктпетербургскомъ. Симъ На и ка м\ М..I предписали та к 1л правила, но которым* они платеж* производить должны без* мад-Ьншаго замедлен!я и потерями! времени.

Мы, Императорским* Нашим* словом* торжественно объявляем* за Нас* и Преемников* Престола Нашего, что но тТ.мъ Гос у дарственными асспгиацшм* всегда исправная и в!р-ная последует* выдача денег* требующим* оную пзъ Банков!*. Должность и обращсые ч"1|х* Бия к о в* в* особлнвомъ ори сем* приложенном!. учреждено! пространно изображены;

НО ВОООЩС ОНЫЯ СОСТОЯ! * II* 44,14*, I) "I I ига,

отпускать во всЬ Мраинтельстна, сколько оныл Потребуют* I осу дарствен на хъ ассигнаций, принимал за то от* Инхъ иалнчныя деньги; чтоб* являющимся людям* с* т1.чи ассигна-1|1лми выдавать за оныл денег* скольио надлежит*, немедленно; н.") чтоб* панн тГ, вым^ кенныл ассигнации нзъ Банков* отсылать въ Правительства. Л* заключен«« остается сказать, что нзъ нрнложенна го учрежден ¡л усмо-тр!ть еще можно то, чго Мы сш Панн» для иымЬиа Государственных), ассигнафн снабдили надлежащими преимуществами для соот-в1,гствоиаН1Я народной к* нимъ дов*ренпости. Дан* в и Санктпетербург11 от* Рождества Христова |7бН года Декабря 21 дня, вь седьмое

Л"Ьто ] [.I к|ега Е и-" удлрС|щIпа |пл,

ПАМЯТНИКИ ПРАВА

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафинв (МПОА)

Банковский билет (ассигнация) 1769 г

Банковский билет (ассигнация) 1786 г

Овъявятлл - Ш" V " Ы?СТВЕЯ.ЧОИ АССИГ-

п.кил п.мгхгь ассш.:ионный блцкъ пять. ГУВЛкйХОЛЯЧЕЮшдтл))теГОЛА- , ]

Банковский билет (ассигнация) 1789 г

имени O.E. Кутнфина(МГЮА)

М А НПФЕСТЪ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ П. J 768

УЧРИЖДИИ1В СлНКТП£ТЕРВГЗГеЖ0)СГ жМо-СЮКИНГ ВлнВАМЪ ДЛЯ МШН! Госу-Д Л РСТВЕННЫ X* ЛССИГНАЦ1И.

В* изданнойъ отъ сего числа Манифест! довольно изъяснены причины, поО у длин: м установить въ Столицах* Ношен« Банки дли вы-nt.ua Государственных* ассигнации Но поелику С1н места суть хранилища депегъ всего Государства вообще, а не одно« казне принадлежащих*; то Мы за нужно находишь узаконить нм* так]й порядок*, который бы навсегда утверждал* надлежащую къ ним* доверенность, и соблюдал* подданных* Нашнхъ пользу и благосостояше. Согласно съ ст:ъ и о 1.0-леваем* еледующее:

1. Хотя Банкс для BbiMt.ua Государственные асенгиацш и именуются один* Санкт-петербургским*, а другой Московским*, однако они но еу[цесгиу своему составляют*, так* сватать, единое тело. П по тому быть имъ обоим* подъ особливым* отъ Нас* здесь въ Са и ктпетерб у р г 4 учрежденным* Банковым* Правлен ¡ем*.

2. Сему Нравлешю состоять ни* грех* особы, а именно: нз* одного Главна ГО Директора Ванкокъ п нэт. двух* Сплетников*.

Л. Оному Банков* Мравлешю быть под* собственным* Нашим* ведением*, и во всеч* пронзшсствйлх* своих* никому отчета не давать, как* Нам* Самим*.

Банков* Правлении заседать два раза Вт. неделю въ определенной* дляСанктнетероург-скаго Панка строеиш, н собираться ыъ!1 часов!. утра.

5. Ему же получать от* Сената на сделанной д I я того IIароЧНОИ бумаге напечатанный Государствен ныл асснгнацш, за подписан ¡емь двух* Сенаторов*, кот о рыл ассигнации Глав-111.1 н Директор* подписывает*, А по том* Правлен № отсылает* из* ннхъ каждому Банку надлежащее число для у потреблен! я,

6. Банков* Нрав леще, имея всегда от* Бан-

ковъ надлежащ1Я известна, подносит* Намъ Чрез* Главна го Директора семидневные обоих* Банков* рапорты.

7. Наблюдая подробно предписанный Банкам* порядок*, Банков* Правление по овонча-н|к года Считает* старыя Пинков* Коитор-нмя вангн; после чего подносит* Нам* оощш Б: 111 КО в* годовый балансе, с* которых* копии отсылает* въ Сенат* для ведома.

в. Как* скоро кто нз* присутствующих* в* Мр.шленщ или Блинах* выбудет*, то Правлена обязано немедленно С1е обвестпть печатными уледомлетевъ; у палое же место будет* всегда не позже, как* чрез* четыре недели определенным* отъ Нас* вновь присутствующим* наполнено,

Й. Государственный асснгнацш, подписан-пыя выбывшими,особами суть всегда действительны, и везде пмеютъ равное съ прочими достоинство.

11). Банков* Праплсше посылаете въ Каики приказы, а от* оны\* получает* рапорты. Петербургски же Банк* (по тину что он* въ одной Столнцй съ ним* находится] Нраплеше может* словесно наставлять. Ппо въ таковыхъ местах* скорейш ш н легчай пин способ* для Сношен ¡я должен* быть всегда предпочитаем*; однако же таковые словесиые приказы прописывать в* дневную записку.

11. Банков* Мравлете определяет* служителей въ Банки, при чем* должно наблюдать, чтоо1, все нпшие служители были люда свободные и ннеюЩ1е одобрительны а о поведеши своем* .та г, виде тел ьс тв 11К а н 1 я.

12. Как* Банков* Правлеяме, так* и Банки ведут* краткую записку своих* заседав 1и, Которую лее присутствующее подписывают*, и каждый Ьаикъ юши тех* своих* записок* прн семидневном* рапорте присылает* въПра-влеше Банков*.

1.". Пе делается в* Правлети Банков* нн-яак"ГХъ определен»!, и не СЛ*дують таво прп-

212 ПАМЯТНИКИ ПРАВА

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафинв (МПОА)

M А II ПФЕСТЪ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ II, 17G8

кззпому порядку, а псе чинится краткими дневными записками.

О npeu.vyvilecmta

tí. Саиктнетербургскш и Московский Банки для и).iulna Государственных* ассигнаций состоял, нодъ Нашим* покровительство su независимы ни отъ какого 1|равнтсльства, н обретаются под* иЬдешемъ учрежденная Наин для нпхъ Правления.

15. Въ случай кзкихъ либо приизшестшн, но которым* вс поможем с быть может* учинено отъ Нашего Сената, Правлеше Банков* oxter* Представлять оному, а Сенат* должен*, lie упускал им мал turnara времени, всевозможное по тому чинить, принимая вь особливое уважен!« все въ разеужденш Банков* представляемое, ибо кредит* оных* Баш.овь зави-гитъ от* скораго их* дЬлъ течения.

1G. Со «ctMH Коллегами н пенодч и не иными оиым* Канцеляриями и Конторами, когда надобность будет*, Правленíe Банков* и сами Банка lint ют* переписываться краткими записками за иодпнсаш ом* Членов*, и но TtM* запискам* в* самой скорости чинить то, что слЬдуст*; от* 11-х ь же м*ст* равномLpno в* Правде к ic Банков* н и* Банки посылать та-ыл jk* записки.

17. Денежную сумму, в* Банках* находящуюся ниже ыал1ншую часть оной никакому Правительству требовать, или »заимообразно броть не дозволяется; и того для повелеваем* Банкам* никаких* таковаго рода требовавш не прими мать.

18. Банкам* нмЬть данную от* Пасъ осо-бдиьуп печать.

19. Состоять при каждом* Банке с л 1. ином у караулу от* воинском команды из* II человек* при одном* унтеръ-ot | пгце р t и канралЬ.

1 do.lJtinuoítlu Ьаикоаъ для вымлкА L осу-ш <)и pcmvcH к¡i.ii. acc¡i.tiia.i$iti.

20. Цдк* вь Санктпетербургскоиь, таць и

Мое к о ь с ком ъ Банкдхъ для пымЬмп Государств иенныхъ дссшиацш присутетвуютъ особо для того определенные Члены, пзъ которых* стар-шш именуется Директор ом* Банка. 11рн оных* же обретаются рал па го звав ¡я надлежащее число служителей.

2 I. О к ром Ь воскресных* и табельных* дней Банки должны быть во весь год* отперты каждый день от* 8 часов* утра до 12 часов*, а но полудни от* а до б часов*, вь среду же и въ субботу только до полудня, в* которое время кс!: нроиз1пест1Я въ оиых* чинятся, то есть, выдача асснгиицш н платеж* денег*.

22. Каждый день при открыт!» Банковъ надлежит* находиться въоиыхь пооднону Члену.

23. Не! Члены должны иеотм1нно вмЬстЬ собираться в* Банках* два раза въ недЬлю, а въ Скнктлетербургсьом* въ т4 дни, в* которые Правлсшс Банков* н.чкет* присутствие. По если и уж да потребует*, то собираться н чаще, смотря по Дйлу.

24. Хотя Банки получают* Государственный асснгнацш от* Правдешя Банков*, за под-пнсашенъ Главнаго Директора: однако ни одна ассигнация изъ Банков* выпущена быть но можеть, если подъ именем* Главнаго Директора не подписано будет* имя Директора Того Банка, который выдаст* ту асенгна-Ц1Ю. Л такъ каждая Государственная ассиг-пац1я должна быть подписана четырьмя особами, а именно: двумя Сенаторами, Главным* Директором* Банков* и одним* Директором*.

25. Каждый нзъ подпнеующнх* Государственным асснгнацш должен* писать та ко: Главный Директор*, или Директор* такого-то Банка, имя и призвашс.

20. Главный Директор* и Днректоры Банков ъ умшят* два образцз своих* подписок*, и отошлют* их* в* Сенат*.

27. Сколь скоро из* какого Государственна го Правительства прншлется краткая за руками присутствующих* того ы!ста записка,

ВЕСТНИК Манифест об учреждении в Санк Петербурге и Москве

УНИВЕРСИТЕТА государственных банков для обмена ассигнаций ® ^^

имени O.E. Кутафина(МГЮА)

Банковский билет (ассигнация) 1819 г

Кредитный билет 1856 г.

Кредитный билет 1882 г

етшадни шшш

Ж llj^ifttwrill (мЗа/тт«**« 4l.»lHcil .

14. хч. 1_.l .!..:

214 ПАМЯТНИКИ ПРАВА

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафинв (МПОА)

Кредитный билет 1899 г.

ВЕСТНИК Манифест об учреждении в Санк Петербурге и Москве

УНИВЕРСИТЕТА государственных банков для обмена ассигнаций " ^^

имени O.E. Кутнфина(МГЮА)

М А 1111фест1

ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ II.

ддбы тамн-то Банк* выдал* мл толякую сумму Государственных* ассигнаций, нл какую представляются кг наличности деньги; то Банк* тотъ по прннятш денег* имеет* немедленно отпустить надлежащее число асснгнацш и должен* все то пронзшсств1е записать в* Коп-торныя свои книги.

Если отпущенный таким* о бра лом* к к Правительства Государе ч"венныя ассигняцш будут* обратно приносимы партикулярными, то есть частными людьми, в* Банк*, для получения за них* денег*, то Банк* тот* повинен* прилагать крайнее ста рая ¡е, чтоб* не задерживать такого приноентелн ни мало; но приняв* от* него, сколько он* принес* асснгнлцнг, должен* отдать ему немедленно наонганное к* них* число денег*, не делая никаких* определен ií(и не токмо ме требуя расписки, но ниже не спрашнпля, кто oír* таков*, откуда получил* ассигнации, а только надлежит* записывать в* книги пр1емь ассигнации и выдачу Денег*.

"¿я. Па полученных* от* частных* людей ассигнациях* Банкам* не делать никаких* отметок*, для того, что одна ассигнац1я может* несколько рал* вступать н столько жь рал* выходить из* Банка.

30. Хотя на разное число денег* будут* состоять Государственны я ассигнации (которых* образцы во все Присутетве.......я «Ьста

будут* послявы i однако Банкам* при отпуске тех* ассигнации в* Ишптслютм п|.тъ нужды разбирать в* самую точность, сколько вь сумму 11)0.000 рублей, например*, каких* асенгялциг положить потребно, только бы они все ÍOÜ.OíW рублен составляли; ибо cíe уравнен i ene всегда наблюдено быть Может*, и подвержено затрудненно; да сверх* того свободно каждому получившему, п.1" 111 i i V. I ,j п. ■ сто рублевую пгеигнац!ю, разменять оную вь ikinKfe нл друпя иеньнил суммы, в* себЬ со-держащ1я.

31. Еслп бы кто для пересылки в* другое место, иди для удобнепшаго у себя хрз-нетл хотел* из* Банков* получить Государствен ни я асснгнацмг, л за них* деньги взнести, то cic учннн гь ему свободно: а Банков* в* таконом* случаЬ должность состоит* удовольствовать ка ж да го, и принимать наличный деньги без* малеГмнаго замедлешл, н поступать при сем* с* Приходящим*, как* в* 2н-н статье сего учрежденiя предписано. Ибо установи Банки единственно для блага общаги, же-lanie Наше есть то, чтоб* каждый человек* мог* ту пользу возчувствовать.

.■52. Дозволяется каждому, желающему получить взь Банков* ассигнации, взносить за оныя вместо денег* золото или серебро в* деле и не в* деле, такожде всякую иностранную монсгу, а Банкам* брать их* по тон цене, по какой принимают* на Монетный двор*, однако уже вышесказанный вещи не возвращаются, ибо за Bct ассигнация Банки платя гь наличии л деньги.

33. Каждая Государственная ассигнация об-иенлема токмо въ том* Банке, на который она ассигнована, то есть, Санктпетербургскак в* Сзнктпетербургском* Bannt, как* равномерно Московская в* Московском* Банке.

34. Кон горныл Банков* книги надлежит* вести на основами куиеческаго обряда, который во всех* обращен] ях* н дЬдах* тех* Банков* должен* состоять BMtCTO прнказнаго порядка.

35. Каждый Банк* хранит* Государственный ассигнации в* ос о Сип в он* на то сделанном* железном* сундуке, который всегда находится в* noKot присутствующих*. Оиын сундук* запирают* двумя ключами, и всегда запечатывают*, старшш Член* Банка пм1,еть особую того сундука печать, поид+.дующш за кип* Член* и Кассир* хранят* но одному ключу.

36. Сундук*, в* котором* лежат* ассиг-

216 ПАМЯТНИКИ ПРАВА

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафинв (МПОА)

д1 л н и фес тг ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ JI. 1768

||ац1н, lie можно пнаяо отпирать, каке в* при-сугствш всех* Членов* Банка, Бухгалтера п Кассир». Однако же въ случае кого из* них* биле.шн, помянутый сундук* ü бел нею отпирается, токио се прописан le мъ ш записи! cero обстоятельства, и въ ирнсутетвш прочим. вышесказанных* особ*. А если у такого отсутствующего будете находиться от* того сундука печать пли ключе, то для пепри-чниешя в-ь выдаче ассигнаций остановки, дол-жене опт. ту печать или ключь прислать въ Банк*, который оное имеет* поручать на время другому.

17. После присутствия вступаемыя въ Банк* асспгнацш хранятся до другого Прнсутст»1Я у Кассира.

38. Члены Балков* должны го всеми приходящими людьми, какого бъ они лвашя ни были, обходиться вежливо, н пн когда iijjcj-рен i л или грубости не оказывать; ибо отъ доб-paro поведешя Членовъ много зависимо благосостояние Банков*.

10. Члены Банков* обязаны плнр1,ш;о сиот-ретьза служителями, iчтоб* каждый пзьипхе порядочно отправлял* свою должность; 2) чтоб* они, подражая своиме начальникам*, отменно вежливо обходились со всеми приходящими въ Банке; н 3) чтоб* никто иль ннхъ не причинял* приходящим* замедлен i и, или инаго какого нсудоаолъств1и.

40. Если кто на* главных* служителей, то есть, нмеющ1Й Офнцергмй чннъ, п.ит Бухгал-те1ь ьаждомъ БаньЬ должно состоять Кон-торныхъ ьннг* 5, а именно: J/ мемориал*, 2 жгрналъ, 0/ ¡"роее-бугъ, 4) книга кассовая, ô) книга асснгиащй, последшя 3 ьипгн должны 6j.itк шнуровыя н отпускаемы из* Сената. Но one имЬюте быть точно такой формы и изъ такой бумаги сделаны, и словом* сказать, со всем* таковы, каковы суть те книги ве знатных* купеческих* Конторах*; а поелику tie довольно известно, то п образца здесь не предписывается.

A3. U снов а н le и дожпость Банков* для вымена Государственных* ассигнации вышеннсан-ными статьями довольно кажется изъяснены; ио если 6* чего к* лучшему течешю не доставало, то Мы дозволяем* Правлешю тех* Блинове представлять Нам*. Что же принадлежит* до преимуществ*, Нами оиым* местам* данных*, то оныл остаются непременными.

44. Наконец*, имея особливое о сих* Банка xi. попечете, благонадежны остаемся ве том*, что все Нами определенныл къ темь местам* особы будут* всегда поступать, как* верным* Нашим* подданным* и усердным* сынам* отечества то приличествует*, и что всегда будут* иметь предъ глазами два важные предмета, сохранен)« кредита Государства н пользы ect.x* il наяда ГО из* II.иди\ъ верноподданных*.

ш"глт* учрежденным* банкам* для выи111х Г о с Г ДА РСТВЕННЫХЪ л с с I! Г Л л Ц I H {Смотри книг у штатилъ. J

10.2"ЛО. - Декабря 2а. Имкпны п, дивный Сенату. - О положишь ев Санкт-петtpSyptciùa и А/овховскШ Ьинкъ для

ЕСТНИК Манифест об учреждении в Санк Петербурге и Москве

УНИВЕРСИТЕТА государственных банков для обмена ассигнаций " "

имени O.E. Кутнфина(МГЮА)

М А II ЛФГ.Стъ II М И Е [> АТ РII Ц bl Е К ЛТ ЕII IIЫ! i. 1768

(Tu.vra)«! Государственных* а ссигцяцШми. i. i ¡она pyC.icü, п загот овл еи¡и ассигнации « <> уШртреблайч онил% «* paCJ^oät нараингъсь Эсн ¡.."it ми.

Приложенные при cesn, манифест*, о у станов л en I и Банков* для BUMlaiy Гог\ дарственным, аесш iiaiiin, н Учрежден Le, но которому надлежит* опымъ поступать, повелЬвасмъ Нашему Сенату обнародовать; гвгрх* сего предпнсу-см1. 1. здЬсь п. Санктп(гербуprt положить в* Б.1И1.L 1 Геннарл 17l¡9 Сода для вым1.-на лссш пиц| ¡i jOO.OOO рублен, в* число ко-ихъ употребит ь momio пи и ил-.1 iii; I. hmLio-иряся въ кунсчесi.ом* М кдномъ БанкГ., да нт. MockbU В* тот® же БаНК* друпс.ПИ).(1110 рублем, всего в* с ей Ii....... для ним].на Государственных* ассигнаций I .ocio.они, ьоторат он ни") Ба т.* не дол жспъ ItlKlKo у потреблять, как* на 1,1 плату предъявляемых* оному Государственных* ассигнаций, 2. JI.j 1.000.000 повел Ьвасм* Нашему Сенату приказать ja ю го-вин, па нарочно для того i д Г.ллннин бунаrt Государственных* ассшпацр на ЛпО.ООО рублей для ВЫЛ 1. на на Моей:!., да на 300.000 для ны-sitiia a.vl.ci. в* Сайктнетсрбуpi-í, по приложенной лд1.еь форм I-, а именно: 2о-рубдекыХъ на 2.">0.000,iO-py¿.«BU\* на 2 .",0.0 00, 7 ."¡-рубле., вмхъна 230 ООО, да ЮО-рубдеШх* на 2.,один», всего па 1.000.000,. Оныя ассигиацш да Под-ппелиомн Двух* (епагоровь отпустить bi, нравдерк1 l>:i 11ковт.| которому притом* дать

лил и, коли кое число ¿ti с и шацш (ин м лается и сколько какихь именно па какую сумму. И.о.

Бл нкош....... в* первый ран. бездепе.кпо от-

п \ стятея к* ЙТ! ж ее л 1. д у IU I л мЬста, а именно т. Качере-Кодлптю на 200.000 рублен, въ Котим i api.iTi, па 100.000, въ 11 ровтптпи ю

К.............la 150.000, иъ Содлну ю Кшн-"-

р\ ил l.io.ooo. Bi. III г.тгсь-Кон гору на 100.000, в* Ддмнри ucíií i вь-Кол о ив» па Itid.Odi); да Гммъ о"-тавипясн На 2()ОД"Ю рублей.inuiiij. 1<ш Панк* iiutcT* отпустить па разныя стро-ein» и подобные сему расходы в* различные н Le ra. О. Оныя вы uiéiipoписан ныл м (.с та н-m-Lbit* Государственный енгпацш yiioipcú-лять в* расход* паравп!; i* деньгами, только с J. :"км* предписан i ем*, чтоб* въ плаТежЁ ассигнацщ никогда не составляли бол te чет вертой части платежа, paiist именно кто про-<ить будет», чтоб* оны.хъ tio.li чить больше. Когда нъ вы шеи и санных* Гос\даре гвенпых* Местах* нужда будет* въ ассигнацмхъ, тогда иосла"ГЬ деисгъ в* Блик* на толнкую сумму, í колы, о им* надобно будет* ассигнаций, а Банк*, пс mI.iin.hb*, оныя асснгна10Н за деньги в* т1; мЬста отпустить лм±етъ. Когда же иль Бвп-ка присланы будут!, ассигнации нь которое ил. Государственных* мЬстъ, тогда отпускал bi. Банк*, депын, оныя асенгплфп принимать и употреблять пъ расход!, а Блику въ ра.иылк!, accHniai;iii наблюдать по тЬмъ м1.стамъ выше-предписапный П(¡рядокъ мпллп.ннаго poi ннсан"Л.

1......i пик ni- rcHBiiiiL l"r.a.

Реформирование банков в 1786г., деятельность Государственного заемного банка и Государственного ассигнационного банка.

К началу 1786 г. сложилось несколько точек зрения относительно даль-нейших преобразований в денежной и банковской сферах. И 10 апреля 1786 г. по предложению главного управляющего ассигнационными банками графа А.П. Шувалова (предложившего и свой проект реформы) была создана комиссия для приведения в порядок финансов империи и реорганизации ассигнационных и дворянских банков. Уже 15 июня 1786 г. члены данной комиссии предложили Совету при Высочайшем дворе общий план переустройства ассигнационных банков и проект манифеста об учреждении Заемного банка. Окончательным результатом деятельности комиссии стала банковская ре-форма, осуществленная в 1786 г. и включавшая:

преобразование дворянских банков в один Государственный Заемный;

объединение прежних двух Ассигнационных банков в один Государст-венный Ассигнационный банк.

Согласно Манифесту 1786 г. учрежденные банки должны были помогать друг другу и действовать совместно, сверять свои балансы. Однако в части ко-ординации действий планы не получили своего реального воплощения, но по-мощь все же осуществлялась. На практике она выразилась в периодической пе-редаче Ассигнационным банком Заемному банку денежных средств для осуще-ствления ссудных операций.

Государственный заемный банк Создание Государственного Заемного банка согласно Манифесту от 28 июня 1786 г. стало удачным продолжением политики расширения прав и приви-легий дворянства и купечества, поскольку его основной целью было долгосроч-ное ипотечное кредитование представителей именно этих сословий во всей Рос-сии. Однако на практике основной объем операций был связан с кредитованием столичного дворянства. Возглавил новый банк сенатор Петр Васильевич Завадовский, являвшийся ранее директором Санкт-Петербургского дворянского банка и входивший в со-став упоминавшейся комиссии по реорганизации банков. Банк открыл свои действия в январе 1787 г. и выдавал ссуды дворянству и купечеству под 5 % годовых. Дворянам кредит выдавался на 20 лет под залог имений с крепостными из расчета по 40 рублей на каждую ревизскую душу. При этом размер ссуды должен был быть не менее 1000 рублей. Купцам ссуда выда-валась под залог домов и заводов сроком на 22 года на сумму не более 75 % оценки недвижимого имущества. Однако на практике кредиты выдавались в ос-новном столичному дворянству. При банке была учреждена Страховая экспедиция, где могло быть застра-ховано от огня недвижимое имущество (в том числе каменные дома, заводы и фабрики), в первую очередь предоставлявшееся в залог при кредитовании. Прием вкладов банк осуществлял с выплатой 4,5 % годовых на срок не менее года. При этом в Заемном банке впервые стало четко действовать правило неприкосновенности вкладов частных лиц. Ни одно правительственное учреж-дение не имело права требовать выдачи денежных сумм вкладчиков, а также их конфискации. На вклады банк выдавал вкладчикам «передаточные» банковые билеты, которые могли ходить из рук в руки как векселя.

Если вкладчик хотел получить обратно вложенные в банк деньги, то он получал их либо сразу, либо по истечении определенного срока, что определя-лось размером требуемой суммы. Если размер вклада не превышал 10 тыс. руб., то его выдавали незамедлительно, если составлял более 10 тыс. руб. - через 7 дней, если более 100 тыс. руб. - через 2 месяца, более 500 тыс. руб. - через 3 месяца, 1 млн руб. - через 4 месяца25. Банк работал в условиях, когда его активы превышали пассивы, поскольку соответствие между этими величинами было желательным, но не обязательным. Кроме того, объемы просроченной задолженности постоянно наращивались, что являлось предметом беспокойства для руководства банка.

Государственный ассигнационный банк

Поскольку казна остро нуждалась в деньгах на покрытие бюджетного де-фицита, главный директор Ассигнационного банка граф А.П. Шувалов предло-жил начать выпуск новых ассигнаций, не обеспеченных металлическим покры-тием. По подсчетам комиссии выпуск ассигнаций на новых условиях должен был принести государству 18,3 млн руб. дохода. Более того, увеличение количества ассигнаций в обращении, по их мнению, должно было способствовать уве-личению капитала и развитию кредита. Новый устав Ассигнационного банка, основанный на проекте переустрой-ства ассигнационных банков, предложенном А.П. Шуваловым, был утвержден в декабре 1786 г. Согласно ему два эмиссионных банка (Петербургский и Москов-ский) были преобразованы в единый Государственный ассигнационный банк с правлением в Санкт-Петербурге и отделением в Москве. Новый банк получил право эмиссии ассигнаций на сумму до 100 млн руб. и приема вкладов под 4,5 %. В целом банк получил гораздо больше возможностей по сравнению с прежними банками. Так, в частности, он мог учитывать векселя из 0,5 % в месяц (однако долгое время подобная возможность оставалась лишь на бумаге), заниматься ку-плей-продажей меди (в том числе и продавать ее за границу), проводить торги зо-лотом и серебром, чеканить на Монетном дворе в Петербурге золотые, серебря-ные и медные монеты, регулировать соразмерное обращение медных и серебря-ных монет. Изначально предполагалось, что банк получит и кредитные функции и в итоге станет аналогом Английского банка, т.е. в стране будет действовать цен-тральный банк. Однако целый ряд обстоятельств (в первую очередь политиче-ских, в т.ч. связанных с военными действиями) не позволил осуществить эти планы. В ходе преобразования банка в 1786 г. были утверждены новые образцы ассигнаций достоинством 100, 50, 25, 10 и 5 рублей. Принципиальным было введение мелких номиналов 5 и 10 рублей. Таким образом, с этого времени ас-сигнации предназначались для использования всеми слоями населения. Как и ранее, ассигнации с крупными номиналами печатались на белой бумаге, а вот вновь введенные пятирублевые отпечатывали на синей, десятирублевые же - на красной. Право подписи ассигнаций с этого времени получили директора столичных контор банка. С этого времени в России начался выпуск ассигнаций без увеличения ме-таллического покрытия, что привело к резкому снижению их курса. В середине 90-х гг. XVIII в. были предприняты попытки, направленные на его повышение, которые позволили несколько улучшить ситуацию.